|
РЕТРОСПЕКТИВА ПЕТРА МОСТОВОГО
Если бы Петру Михайловичу не вручалась премия «Лавровая ветвь» в номинации «За
вклад в кинолетопись», мы бы все равно показали его ретроспективу. Потому что
кино Мостового – эссенция российской документальной школы, нашей
кинодокументалистской традиции: ее наблюдательское бесстрашие, ее острый глаз,
осознание трагикомичности нашего маленького существования, отчаянное желание
понять происходящее и щемящее сочувствие к героям.
Но они не герои, герои Мостового. Они просто люди. Но представьте, как сложно
было говорить о людях как о людях в те дни, когда Мостовой начинал, – во времена
тотального официоза, передовиков производства, заслуженных доярок и
канонизированных генсеков. А он, молодой оператор, затеял в Эрмитаже для фильма
Павла Когана (которому тогда тоже было далеко до статуса классика) съемку
скрытой камерой из специально сооруженного заграждения. И получился без
преувеличения великий фильм «Взгляните на лицо», весь сосредоточенный на лицах,
разительно менявшихся при встрече с шедевром…
Мостовой любит наши лица. Он рассматривает их подолгу, разговором заставляя нас
меняться и проявляться. И поэтому от его фильма «Сцена», где пришедшие на
любительский театральный кастинг люди проявляются и на глазах меняются,
невозможно оторваться. Поэтому невозможно забыть героиню его «Одной из
блуждающих звезд», еврейку, отхватившую все «еврейское счастье» советского ХХ
века. Поэтому даже музыкальные инструменты в его фильме «Военной музыки оркестр»
обретают черты и характер – в мире людей для Мостового нет неодушевленных
предметов.
Для Мостового вообще все одушевлено. По этой, видимо, причине, он был одним из
тех, кто в 60-х первым отказался от сталинских плакатных кинохроник и поднял
«новую волну» в неигровом кино. Это была волна гражданской ответственности и
человеческой солидарности – после долгих десятилетий гуманитарного паралича. В
конце 80-х он опять стал первопроходцем – возглавил едва ли не первую
независимую киностудию в СССР, студию «Риск», существующую до сих пор. А теперь,
смотря фильмы Мостового, вы наверняка почувствуете, как они кстати, как ко
времени. Как ко времени его принципиальный и сочувствующий взгляд на нас, чьи
лица так искажает эпоха.
Петр Михайлович Мостовой
Кинооператор и режиссер-документалист, автор более 40 документальных и 2-х
игровых фильмов.
Родился 22 января 1938 года во Владивостоке.
Окончил Ленинградский электротехнический институт (1961) и ВГИК (операторский
факультет, 1971). Работал оператором и режиссером Ленинградской Студии
документальных фильмов и Центральной Студии документальных фильмов. Был
художественным руководителем киновидеостудии «Риск». Руководил творческой
мастерской на Высших курсах сценаристов и режиссеров, семинаром в Норвежском
Национальном киноцентре. В 1993 эмигрировал в Израиль. С 1994 года работал на
израильском телевидении, с 2000 по 2002 год — член Совета по кино Министерства
науки, культуры и спорта Израиля.
За свои фильмы удостоен десятков наград на международных кинофестивалях, среди
которых: Гран-при «Золотой Дракон» Краковского международного кинофестиваля
(1969) за фильм «Всего три урока», Приз «Золотой голубь» Лейпцигского
международного кинофестиваля (1968) за фильм «Военной музыки оркестр» (совместно
с П. Коганом), Приз Евангелистских церквей Международного кинофестиваля в
Оберхаузене (1991) за фильм «Одна из многих блуждающих звезд».
ВЗГЛЯНИТЕ НА ЛИЦО
Ленинградская студия кинохроники
Сценарист: Сергей Соловьев
Режиссер: Павел Коган
Оператор: Петр Мостовой
Композитор: Валерий Арзуманов
10 мин.
1966
СССР
Снятые скрытой камерой лица посетителей Эрмитажа, созерцающих "Мадонну Литту" и
не имеющих — для зрителя — ни профессии, ни социального положения. Это просто
мужчины и женщины, внимающие искусству: молодые, совсем юные, в возрасте. Спектр
переживаемых чувств на их лицах невербально не выразишь — режиссер изъясняется
на чисто пластическом языке, и оказывается, что этот язык вполне внятен зрителю,
который не нуждается в закадровом комментарии.
МАРИНИНО ЖИТЬЁ
Ленинградская студия кинохроники
Сценарист: Александр Шлепянов
Режиссер: Леонид Квинихидзе
Оператор: Петр Мостовой
20 мин.
1966
СССР
Война помешала Марине Куприяновой осуществить свою мечту и стать актрисой. Она
работает официанткой в молодежном кафе «Ровесник» и сегодня вспоминает дни
героической обороны Ленинграда, участницей которой была.
ВСЕГО ТРИ УРОКА
Центральное телевидение, Леннаучфильм
Сценарист: Никодим Гиппиус
Режиссер: Петр Мостовой
Операторы: Петр Мостовой, Владислав Виноградов
Композитор: Людгардас Гедравичюс
20 мин.
1968
СССР
Фильм рассказывает о простой советской школе и её проблемах.
ВОЕННОЙ МУЗЫКИ ОРКЕСТР
Ленинградская студия документальных фильмов
Сценаристы: Павел Коган, Петр Мостовой
Режиссеры: Павел Коган, Петр Мостовой
Оператор: Петр Мостовой
18 мин.
1968
СССР
Образ военных музыкантов увековечен в многочисленных песнях, картинах,
кинолентах. В книгах и фильмах – это герои, спасающие звонким и тревожным
сигналом горна спящие войска, окруженные неприятелем. Либо громовым раскатом,
раздающимся из потертого в боях барабана, поднимающие в атаку на врага залегшие
под пулями воинские шеренги. А как обстоят дела у военных оркестров в реальной
жизни? Документальный фильм, снятый в 1968 году, рассказывает о буднях оркестра
военной музыки. В ходе съемок был организован марш по улицам Ленинграда сводного
военного оркестра из 500 человек - зрелище изумительное, потрясшее тех, кто это
видел и слышал.
И самое замечательное, что этот придуманный авторами марш впоследствии стал для
города традиционным: искусство обрело воплощение в реальности.
СВИДАНИЕ. 10 ЛЕТ СПУСТЯ
Центральная студия документальных фильмов
Режиссер П.Мостовой
43 мин.
1979
Продолжение картины «Всего три урока». Автор захотел вернуться к своим героям –
повзрослевшим детям, наивность которых так очаровывала в предыдущем фильме, и
проследить дальнейший путь этих ребят в жизни, их разные судьбы.
ОДНА ИЗ МНОГИХ БЛУЖДАЮЩИХ ЗВЕЗД
ЦСДФ (РЦСДФ)
Сценаристы: Юлий Николин, Владимир Овчинников
Режиссер: Петр Мостовой
Оператор: Евгений Кокусев
Композитор: Александр Гольдштейн
25 мин.
1990
СССР
О еврейской коммуне, созданной в засушливых степях Крыма в 20-е годы. И одной
судьбе – судьбе женщины, уехавшей в «Землю обетованную» еще до революции и
вернувшейся в Россию, чтобы строить новую жизнь.
СЦЕНА
Pack-line
Сценарист и режисер Петр Мостовой
Оператор: Офер Харари
Композитор: Илья Бершадский
Продюсер: Петр Мостовой
54 мин.
2005
Израиль
Хроника проведения кастинга для участия в израильском проекте «Кабаре».
Российские репатрианты, многие из которых приехали в столицу из других городов,
рассказывают о себе, затем следуют репетиции и единственное выступление
рождающегося театра. Мечтающие о театральной карьере люди постепенно
преображаются и становятся настоящими актёрами…
ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА
Киностудия «Риск»
Режиссер Петр Мостовой
24 мин.
1990
Россия
Поэтическая, романтическая зарисовка Ленинграда, в которой жизнь словно поток
надежд, открывающийся для блуждающих по набережным молодым парам. Лирическим
героем фильма становится даже брутальный капитан буксира, словно сошедший с
экрана французского водевиля.
МОЯ ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ – ФОТОГРАФИЯ
«Studio 27»
Режиссер Петр Мостовой
3 мин.
2014
Израиль
Автопортрет художника, который в легкой самоироничной форме описывает свое
вхождение в творческую жизнь через первую сделанную фотографию.
ДВА ЧАСА НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ
Режиссер: Петр Мостовой
Автор текста и ведущий: Игорь Губерман
103 мин.
2005
Израиль
«Израиль настолько крохотная страна, что название ее столицы занимает на карте
больше места, чем сама страна». В этом фильме поэт Игорь Губерман проводит для
нас экскурсию по одному из самых молодых государств и одной из самых древних
стран – Израилю. Он расскажет о городах и заповедниках, о религиях и людях, о
традициях и праздниках.
|