РЕТРОСПЕКТИВА ПЕТРА МОСТОВОГО

Если бы Петру Михайловичу не вручалась премия «Лавровая ветвь» в номинации «За вклад в кинолетопись», мы бы все равно показали его ретроспективу. Потому что кино Мостового – эссенция российской документальной школы, нашей кинодокументалистской традиции: ее наблюдательское бесстрашие, ее острый глаз, осознание трагикомичности нашего маленького существования, отчаянное желание понять происходящее и щемящее сочувствие к героям.
Но они не герои, герои Мостового. Они просто люди. Но представьте, как сложно было говорить о людях как о людях в те дни, когда Мостовой начинал, – во времена тотального официоза, передовиков производства, заслуженных доярок и канонизированных генсеков. А он, молодой оператор, затеял в Эрмитаже для фильма Павла Когана (которому тогда тоже было далеко до статуса классика) съемку скрытой камерой из специально сооруженного заграждения. И получился без преувеличения великий фильм «Взгляните на лицо», весь сосредоточенный на лицах, разительно менявшихся при встрече с шедевром…
Мостовой любит наши лица. Он рассматривает их подолгу, разговором заставляя нас меняться и проявляться. И поэтому от его фильма «Сцена», где пришедшие на любительский театральный кастинг люди проявляются и на глазах меняются, невозможно оторваться. Поэтому невозможно забыть героиню его «Одной из блуждающих звезд», еврейку, отхватившую все «еврейское счастье» советского ХХ века. Поэтому даже музыкальные инструменты в его фильме «Военной музыки оркестр» обретают черты и характер – в мире людей для Мостового нет неодушевленных предметов.
Для Мостового вообще все одушевлено. По этой, видимо, причине, он был одним из тех, кто в 60-х первым отказался от сталинских плакатных кинохроник и поднял «новую волну» в неигровом кино. Это была волна гражданской ответственности и человеческой солидарности – после долгих десятилетий гуманитарного паралича. В конце 80-х он опять стал первопроходцем – возглавил едва ли не первую независимую киностудию в СССР, студию «Риск», существующую до сих пор. А теперь, смотря фильмы Мостового, вы наверняка почувствуете, как они кстати, как ко времени. Как ко времени его принципиальный и сочувствующий взгляд на нас, чьи лица так искажает эпоха.

Петр Михайлович Мостовой

Кинооператор и режиссер-документалист, автор более 40 документальных и 2-х игровых фильмов.

Родился 22 января 1938 года во Владивостоке.
Окончил Ленинградский электротехнический институт (1961) и ВГИК (операторский факультет, 1971). Работал оператором и режиссером Ленинградской Студии документальных фильмов и Центральной Студии документальных фильмов. Был художественным руководителем киновидеостудии «Риск». Руководил творческой мастерской на Высших курсах сценаристов и режиссеров, семинаром в Норвежском Национальном киноцентре. В 1993 эмигрировал в Израиль. С 1994 года работал на израильском телевидении, с 2000 по 2002 год — член Совета по кино Министерства науки, культуры и спорта Израиля.

За свои фильмы удостоен десятков наград на международных кинофестивалях, среди которых: Гран-при «Золотой Дракон» Краковского международного кинофестиваля (1969) за фильм «Всего три урока», Приз «Золотой голубь» Лейпцигского международного кинофестиваля (1968) за фильм «Военной музыки оркестр» (совместно с П. Коганом), Приз Евангелистских церквей Международного кинофестиваля в Оберхаузене (1991) за фильм «Одна из многих блуждающих звезд».

ВЗГЛЯНИТЕ НА ЛИЦО

Ленинградская студия кинохроники
Сценарист: Сергей Соловьев
Режиссер: Павел Коган
Оператор: Петр Мостовой
Композитор: Валерий Арзуманов
10 мин.
1966
СССР

Снятые скрытой камерой лица посетителей Эрмитажа, созерцающих "Мадонну Литту" и не имеющих — для зрителя — ни профессии, ни социального положения. Это просто мужчины и женщины, внимающие искусству: молодые, совсем юные, в возрасте. Спектр переживаемых чувств на их лицах невербально не выразишь — режиссер изъясняется на чисто пластическом языке, и оказывается, что этот язык вполне внятен зрителю, который не нуждается в закадровом комментарии.

МАРИНИНО ЖИТЬЁ

Ленинградская студия кинохроники
Сценарист: Александр Шлепянов
Режиссер: Леонид Квинихидзе
Оператор: Петр Мостовой
20 мин.
1966
СССР

Война помешала Марине Куприяновой осуществить свою мечту и стать актрисой. Она работает официанткой в молодежном кафе «Ровесник» и сегодня вспоминает дни героической обороны Ленинграда, участницей которой была.


ВСЕГО ТРИ УРОКА

Центральное телевидение, Леннаучфильм
Сценарист: Никодим Гиппиус
Режиссер: Петр Мостовой
Операторы: Петр Мостовой, Владислав Виноградов
Композитор: Людгардас Гедравичюс
20 мин.
1968
СССР

Фильм рассказывает о простой советской школе и её проблемах.

ВОЕННОЙ МУЗЫКИ ОРКЕСТР

Ленинградская студия документальных фильмов
Сценаристы: Павел Коган, Петр Мостовой
Режиссеры: Павел Коган, Петр Мостовой
Оператор: Петр Мостовой
18 мин.
1968
СССР

Образ военных музыкантов увековечен в многочисленных песнях, картинах, кинолентах. В книгах и фильмах – это герои, спасающие звонким и тревожным сигналом горна спящие войска, окруженные неприятелем. Либо громовым раскатом, раздающимся из потертого в боях барабана, поднимающие в атаку на врага залегшие под пулями воинские шеренги. А как обстоят дела у военных оркестров в реальной жизни? Документальный фильм, снятый в 1968 году, рассказывает о буднях оркестра военной музыки. В ходе съемок был организован марш по улицам Ленинграда сводного военного оркестра из 500 человек - зрелище изумительное, потрясшее тех, кто это видел и слышал.
И самое замечательное, что этот придуманный авторами марш впоследствии стал для города традиционным: искусство обрело воплощение в реальности.

СВИДАНИЕ. 10 ЛЕТ СПУСТЯ

Центральная студия документальных фильмов
Режиссер П.Мостовой
43 мин.
1979

Продолжение картины «Всего три урока». Автор захотел вернуться к своим героям – повзрослевшим детям, наивность которых так очаровывала в предыдущем фильме, и проследить дальнейший путь этих ребят в жизни, их разные судьбы.

ОДНА ИЗ МНОГИХ БЛУЖДАЮЩИХ ЗВЕЗД

ЦСДФ (РЦСДФ)
Сценаристы: Юлий Николин, Владимир Овчинников
Режиссер: Петр Мостовой
Оператор: Евгений Кокусев
Композитор: Александр Гольдштейн
25 мин.
1990
СССР

О еврейской коммуне, созданной в засушливых степях Крыма в 20-е годы. И одной судьбе – судьбе женщины, уехавшей в «Землю обетованную» еще до революции и вернувшейся в Россию, чтобы строить новую жизнь.

СЦЕНА

Pack-line
Сценарист и режисер Петр Мостовой
Оператор: Офер Харари
Композитор: Илья Бершадский
Продюсер: Петр Мостовой
54 мин.
2005
Израиль

Хроника проведения кастинга для участия в израильском проекте «Кабаре». Российские репатрианты, многие из которых приехали в столицу из других городов, рассказывают о себе, затем следуют репетиции и единственное выступление рождающегося театра. Мечтающие о театральной карьере люди постепенно преображаются и становятся настоящими актёрами…

ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА

Киностудия «Риск»
Режиссер Петр Мостовой
24 мин.
1990
Россия

Поэтическая, романтическая зарисовка Ленинграда, в которой жизнь словно поток надежд, открывающийся для блуждающих по набережным молодым парам. Лирическим героем фильма становится даже брутальный капитан буксира, словно сошедший с экрана французского водевиля.

МОЯ ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ – ФОТОГРАФИЯ

«Studio 27»
Режиссер Петр Мостовой
3 мин.
2014
Израиль

Автопортрет художника, который в легкой самоироничной форме описывает свое вхождение в творческую жизнь через первую сделанную фотографию.

ДВА ЧАСА НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Режиссер: Петр Мостовой
Автор текста и ведущий: Игорь Губерман
103 мин.
2005
Израиль


«Израиль настолько крохотная страна, что название ее столицы занимает на карте больше места, чем сама страна». В этом фильме поэт Игорь Губерман проводит для нас экскурсию по одному из самых молодых государств и одной из самых древних стран – Израилю. Он расскажет о городах и заповедниках, о религиях и людях, о традициях и праздниках.