ВЫБОР ЗВЯГИНЦЕВА
Программа документальных фильмов, имеющих особое значение для председателя жюри
«Артдокфеста»-2011
«Беловы»
Режиссер – Виктор Косаковский
1993
60 минут
Анна Федоровна, дважды вдова, с братом Михаилом живут в деревне. Скот,
собака-егоза, картошка, которую нужно копать. Иногда Анну и Михаила навещают
братья – оба из больших городов. И тогда семейство выпивает множество чайников
чая, парится в бане и обсуждает главные – и тупиковые – русские вопросы. Будто
не догадывается, что судьба России предрешена. Поскольку проистекает из
национального характера...
Фильм, который прославил Виктора Косаковского и сделал ему мировое
режиссерское имя, – о его собственной семье. И это «семейный портрет» русского
характера. «Революция, которой не было» Режиссер – Алена Полунина
2008
95 минут
Автор определяет жанр картины как кинороман. Это история гордыни, предательства,
разочарования и вступления в новую жизнь.
Россия. 2007. Ровно через год должны состояться президентские выборы.
Политическая оппозиция настроена на решительные действия и мечтает взять власть
в свои руки. Но политика в фильме – лишь фон, среда, в которой существуют герои.
Фильм не о политике, а о людях в политике и политике в людях. Для героев фильма
(а они, по сути, архетипические персонажи русской истории, носители «вируса»
революции) этот год - испытание и точка отсчета новой жизни.
«Видеократия» / Videocracy
Режиссер – Эрик Гандини
Италия – Швеция
2009
85 минут
Полное горечи и сарказма повествование итальянца из Швеции о том, что сделало
телевидение с умами его земляков за 30 лет своего коммерческого существования.
Телевидение, глава которого стал премьер-министром.
Телевидение, которое отражает вкусы и приоритеты премьер-министра.
Телевидение, которое подчинило своим правилам жизнь и цели обычных людей.
Телевидение, которое, не исключено, и правит теперешней Италией.
Тот тип телевидения, который торжествует и в России.
«Нанук с Севера» / Nanook of the North
Режиссер – Роберт Флаэрти
США
1922
79 минут
Безусловная классика. Обыденная жизнь инуита Нанука, в трогательных, человечных
деталях воспроизведенная американцем Флаэрти, положила начало всей мировой
арт-документалистике. И, возможно, в целом гуманистическому мышлению ХХ века –
ведь Флаэрти разрушил барьер между «человеком цивилизации» и Другим.
«Монастырь. Господин Виг и монахиня» / The Monastery: Mr. Vig and The Nun
Режиссер – Пернилла Роза Грёнкейр
Дания
2007
85 минут
Старый датчанин Виг – глубоко верующий православный человек. Разумеется, тут есть
некоторый парадокс. Но еще больший – в том, что в основанном им в Дании
православном монастыре он – самый «русский душой». А командированная из «метрополии»-Патриархии
монахиня, призванная помогать энтузиасту Вигу в православной миссионерской
деятельности, – практичная, волевая, ну, чистая протестантка. Их совместная
работа станет едва не психологической дуэлью. Но куда важнее работа духа.
«Лица ноября» / Faces of November
Режиссер – Роберт Дрю
США,
1964
12 минут
Ярчайший образец direct cinema – «прямого кино», направления, изменившего
представления о возможностях документалистики – технических и художественных в
равной степени.
Наиболее эмоциональный из цикла фильмов, снятых великим Робертом Дрю о
президенте Кеннеди.
Пронзительный репортаж с похорон человека, значение которого несомненно для
целой нации.
|