От А до А
Программа фильмов-лауреатов российских кинофестивалей и кинопремий за прошедший год


Outro

Гран-при «АРТДОКФЕСТ»-2010 и обладатель Приза киножурналистов и кинокритиков «Белый слон»– 2011
Режиссер – Юлия Панасенко
50 минут

До встречи с матерью – две недели. До смерти – месяц. Но первое ей кажется намного страшнее. «Outro» в музыке значит завершение произведения, выход, знак конца.

«День шахтера»

Премия «Лавровая ветвь»-2010 (лучший арт-фильм), главный приз фестиваля «Текстура», Пермь
Режиссер – Андрей Грязев
56 минут

История об одной семье, которая живет в поселке-призраке. 15 лет назад здесь была работа и счастливая жизнь. После закрытия шахты остались только старые бараки, горы переработанной земли и ненужные люди, потерявшие смысл жизни. Возможно ли выжить в таких условиях и не опуститься еще ниже, когда стираются все нравственные границы? Разрушены ли надежды этих людей на счастье? И находится ли место в безнадежной реальности празднику, мечте и любви?

«Мой друг доктор Лиза»

Премия «Ника» (лучший документальный фильм)
Режиссер – Тофик Шахвердиев
52 минуты

Фильм о враче, о докторе Лизе. О женщине, которая кормит и лечит отверженных и бездомных, вне зависимости от их национальности и гражданства. В организованном ею фонде «Справедливая помощь» она одна не получает зарплаты. В ее поведении нет ничего от унылого работника казенной «службы милосердия». Доктор Лиза – энергичный, веселый и обаятельный человек, который просто очень любит свою работу.

«Виктор Астафьев. Веселый солдат»

Премия «Золотой орел» (лучший документальный фильм) и премия «Лавровая ветвь» (лучший полнометражный фильм)
Режиссер – Андрей Зайцев
43 минуты

Это фильм о Великой Отечественной войне, какой ее видел и знал известный русский писатель Виктор Астафьев. Редкая запись была сделана за два года до его смерти. В ней он, не стесняясь в выражениях, рассказывает всю горькую и страшную правду той войны, которую он прошел простым солдатом.

«Массовка»

Премия ТЭФИ (лучший документальный фильм)
Режиссер – Елена Васюкова
53 минуты

Современный телевизионный процесс немыслим без участия зрителей в студии – пестрой толпы желающих прославиться. Люди из массовки – кто они? Авторы фильма попытались сменить общий план на крупный и вглядеться в судьбы этих героев. Фоном к интригующим историям из жизни служит телевизионная кухня, на которой, собственно, и разворачиваются «звездные» драмы людей из массовки.

«Ждем, надеемся, не верим»

Главный приз фестиваля «Окно в Европу», Выборг, премия «Лавровая ветвь» (лучший арт-фильм)
Режиссер – Михаил Павлов
78 минут

Автор на протяжении нескольких лет вел кинонаблюдения за своими героями – мужиками из двух соседних деревень в Липецкой области. Один из них, дядя Ваня, – поэт, местный Кулибин, мастерящий … звездолет. Второй, дядя Коля, брел по жизни в спиртовом угаре, но однажды, испытав сильнейшее потрясение, выбрался на «трезвый» большак. Самое замечательное в картине – авторский взгляд. Не со стороны. Герои Павлова – люди ему близкие, родные. Их боль и радость, их потери и обретения он ощущает как свои. И вместе с ними ищет ответы на извечные российские вопросы.

«Я забуду этот день»

призы фестивалей «Окно в Европу», Выборг, и «Послание к человеку», Санкт-Петербург, за лучший короткометражный фильм
Режиссер – Алина Рудницкая
26 минут

Ты можешь забыть. Ты должна забыть. Но забыть это невозможно. О чем думает и что чувствует женщина за 5 минут до аборта?

«Спас-камень. Рассказы об Александре Николаевиче Плигине»

Главный приз национального конкурса фестиваля «Послание к человеку», Санкт-Петербург
Режиссер – Валентина Гуркаленко
53 минуты

Судьба острова Каменный на Кубенском озере и судьба вологжанина Александра Плигина, талантливого инженера, мастера спорта по прыжкам, отца троих детей, стали с некоторого времени неразрывны. И даже смерть тому не помеха.

«Инокиня»

Главный приз фестиваля «Россия», Екатеринбург
Режиссер – Галина Адамович
55 минут

Что заставило успешную женщину и мать троих детей отказаться от привычной жизни и принять монашеский постриг? Ирина Денисова была известным в Белорусии композитором и учителем музыки. Неожиданно для всех она уходит в Свято-Елисаветинский женский монастырь в Минске. Став инокиней, она тем не менее не рассталась с музыкой и сейчас является главным регентом церковного хора. Светскому человеку такая перемена в жизни этой женщины покажется непонятной. Но героиня фильма уверена, что она на правильном пути.

«Внутри квадратного круга»

Приз фестиваля «Россия», Екатеринбург (лучший короткометражный фильм)
Режиссер – Валерий Шевченко
17 минут

Как и где проявляются черты формирующегося характера ребенка? Да пожалуй, везде и во всем, а самое главное – в его поступках. Давайте проследим за ребенком на простом примере – Новый Год, ведь именно там, на сверкающем огнями, игрушками, фейерверком празднике можно за ним спокойно понаблюдать. А если еще эта Елка в Кремле, где самый настоящий Дед Мороз, где самая-самая высоченная елка? Именно там ребенок остается один на несколько часов среди пяти тысяч своих сверстников. Авторы фильма стремятся в малом увидеть большое, в маленьком человеке – взрослого, проследить, как из цепочки событий складывается характер, как формируются трусость, смелость, страх и бесстрашие, чинопочитание и стремление к свободе.

«Книга Тундры. Повесть о Вуквукае – маленьком камне»

Главный приз фестиваля «Россия», Екатеринбург
Режиссер – Алексей Вахрушев
105 минут

Вот уже 72 года в глубине Чукотки живет оленевод Вуквукай. Это могучий и мудрый старик, настоящий Человек Тундры, чья жизнь неотделима от оленя. Его бригада выпасает огромное стадо – более 14 тысяч голов. Их жизнь – это постоянная борьба за выживание и благополучие в тяжелейших погодных условиях Чаун-Чукотки. Они глубоко верят в силу традиций и потому успешны в этой борьбе. Их хранит древняя культура чукчей-оленеводов, а они живут ею и сохраняют ее. Пока это так, их мир остается незыблем. Такова правда Вуквукая.

«Тяга»

Главный приз фестиваля «2morrow/Завтра»
Режиссер – Иван Черняев
78 минут

Фильм о поколении тридцатилетних мужчин, вышедших из спорта, сформировавшихся как личности в криминальные 90-е и живущих в эпоху нового российского безвременья. «Тяга» – день их жизни, их взгляд на положение вещей, их способы преодоления «тяги».