|
|
ИСКУССТВО ДОКУМЕНТА
Программа Польской Академии Документа Dragon Forum
Есть такая документалистская шутка, что качество документального кино в Европе находится в прямой зависимости от свойств напитка, наиболее распространенного в стране. Так, например, винная зона (Португалия, Испания, Франция, Италия) не особенно заявила себя в данной сфере искусства. В зоне пивной (Германия, Чехия, Австрия) дела обстоят лучше. Но по-настоящему расцветает искусство кинодокумента в зоне водочной – в Финляндии, у нас, в России, и в Польше.
Если на наш и финский счет еще можно усомниться, то насчет Польши никаких сомнений быть не может. Эта страна стабильно поставляет миру поистине великих документалистов и подлинные шедевры. Общеизвестно: и Кшиштоф Кисьлевски, и Анджей Мунк начинали в документальном кино. А кроме того работали и работают Марцел Лозински, Мачей Дрыгас, Анджей Фидык, Ежи Слядковски и их молодые коллеги – Павел Лозински, Войчех Старонь, Мария Змарз-Кочанович, Марчин Латалло, Бартош Конопка, Крыстиан Матысек, Марчин Кошалка…
В этой ситуации мы безмерно благодарны Польской Академии Документа «Драгон Форум», предоставившей нам возможность показать ряд замечательных польских документальных картин и стать площадкой для своего рода форума польской документалистики в России – ведь программа включает в себя и тренинг-сессии для российских документалистов, и мастер-классы выдающихся режиссеров, и конференцию российских и польских документалистов.
«Адресат не найден» / Poste Restante
Режиссер – Марцел Лозински
2008
14 минут
В городок Колюшки в общенациональное управление недоставленной корреспонденции
отправляются письма, адресат которых не найден. В Польше таких писем бывает коло
миллиона в год. И немало среди них таких, что адресованы Господу Богу.
Лирико-философское эссе одного из самых признанных документалистов Польши.
«Давай убежим от нее» / Ucieknijmy od niej
Режиссер – Марчин Кошалка
2010
50 минут
Один из самых ярких молодых авторов мирового документального кино, как правило,
решает посредством своих фильмов сущностные, экзистенциальные вопросы. Таким был
его дебют «Экзистенция», таков и его новый фильм «Давай убежим от нее». Здесь
центральной проблемой выступает собственное семейное прошлое режиссера –
отношения с родителями, роль родителей в его жизни. Давнее прошлое в
эмоциональном смысле для него – настоящее. И он попытался увидеть его глазами
сестры. И более того – сестре, успешной деловой женщине, которой так и не
удается справиться с потерей, отца и матери, доверена роль авторского alter ego
и даже авторской совести. Еще один путь, избранный режиссером, чтобы стать ближе
к умершим родителям, – стоическое кинонаблюдение за пациентами хосписа в
последние часы их жизней.
«Киноманы из Калькутты» / Kiniarze z Kalkuty
Режиссер – Анджей Фидык
1998
59 минут
В Индии, где до сих пор насчитывается около 2000 кинотеатров на колесах, «Биоскоп»
господина Батту – один из 2000 кинопередвижек. Его кинотеатр на колесах – это
ярко раскрашенный грузовик, старый советский проектор, несколько метров белой
простыни и километры кинопленки. А сотрудники «кинотеатра» – сам Батту, его
брюзга-правая рука Мама и юноша Амит – сама «звуковая реклама», это он по
громкоговорителю оповещает потенциальных зрителей в далеких селеньях и крошечных
городках о привалившей им удаче увидеть кино. Трио колесит по выжженным солнцем
дорогам Индии, потому что таковы бизнес и миссия господина Батту: он убежден,
что кино может преобразить человека.
Съемочная группа сопровождает Батту из Калькутты в далекую провинцию Орисса,
населенную племенами, пребывающими в каменном веке. Батту хочет показать им свои
фильмы – это ведь может изменить их! Политика же Индии в вопросе примитивных
народов непреклонна – нельзя вторгаться в их жизнь, любое вторжение цивилизации
для них губительно. Но Батту не сдается и получает, наконец, разрешение
ознакомить людей каменного века с чудом кинематографа.
«Клювом и когтем. Настоящая жизнь птиц» / Dziobem i pazurem. Prawdziwe życie
ptaków
Режиссер – Крыстиан Матысек
2001
52 минуты
Кино о животных, традиционный «научпоп» страдает антропоцентризмом – животным
волей-неволей приписываются свойства человека. Авторы «Клювом и когтем» меняют
оптику и… уже мы можем ощутить себя птицами. Хитрыми, веселыми, жестокими. И
нежными крылатыми родителями, и неудачливыми охотниками, и самодовольными
хищниками.
«Крузенштерн» / “Kruzenshtern”
Режиссёр – Мачей Цуске
2009
52 минуты
Удивительное роуд-муви и своего рода бортовой журнал. «Крузенштерн», снимавшийся
в течение двух лет, – кинонаблюдение за курсантами Балтийской Академии
рыбопромыслового флота во время их первого учебного рейса на борту парусника
«Крузенштерн». Маршрут его пролегает по Балтике, затем Ла-Маншу, по
морям-океанам вплоть до порта Санта-Крус-де-Теренифе на экзотических широтах.
Через недоверие, сомнения, зарождающееся морское братство и любовь к морю.
«Поляки. Руководство пользователя» / Przewodnik do Polaków
Документальный цикл, иронический по интонации, но вполне серьезный по
задачам и объектам исследования, призван в рамках Международной культурной
программы польского председательства в Европейском Союзе в 2011 году объяснить
миру, кто такие поляки, чем они живы, чем жили, в чем источники польского
настоящего, каковы их идеалы, их герои, их привычки, их ценности. И чем было
социалистическое прошлое Польши – лишь временем ограничений и подавления
свободолюбивого национального характера или и временем обретения свободы – в том
числе и творчества – в порой, казалось бы, не предназначенных для этого областях
существования?
В центре каждой из пяти новелл цикла: польская рок-музыка, игрушки польских
детей, польские пристрастия и традиции в отношении к одежде, польский альпинизм
в самих Гималаях. Польские поиски в сфере духовности (иногда приводящие поляков
в объятия гаитянских колдунов вуду).
В программу вошли четыре фильма цикла:
«Зов свободы» / Beats of Freedom
Режиссеры – Лешек Гноински, Войчех Слота
2009
75 минут
Можно ли свергнуть тоталитарный режим при использовании домашнего усилителя? Да,
и это задача с успехом решена польской рок-музыкой. Этот фильм о нем, о польском
роке, о его рождении и эволюции. Воспоминания и удивительныe признания
замечательных польских музыкантов делают его столь же неотразимым, как и сам
жесткий звук польского рока.
«Игрушки» / Zabawki
Режиссер – Анджей Вольски
2010
52 минуты
У детей Польской Народной Республики было совсем мало игрушек – что поделаешь,
свойственные социализму дефициты. Но именно этот факт пробудил в них творцов. С
помощью одной телепередачи и одного энтузиаста-телеведущего они сами начали
делать игрушки. Из ничего, из того, что буквально валяется под ногами. Из
собственного воображения и желания создавать. Так что лучше – горы дорогущих
игрушек или их полное отсутствие? Целые поколения польских детей, в ком развит
инстинкт творчества, знают верный ответ на этот вопрос.
«Искусство свободы» / Sztuka wolności
Режиссеры – Марек Клосович, Войчех Слота
2011
52 минуты
Как дефицит решительно всего – от свободы слова до маек – повлиял на форму и
боевой дух польских альпинистов, покорителей высочайших из вершин мира? Что
отличало завоевателей восьмитысячников из Польши от их коллег за Железным
занавесом? «Искусство Свободы» – отвечает на эти вопросы, поскольку
рассматривает польский альпинизм в Гималаях как социополитический феномен.
«Политическое платье» / Political Dress
Режиссер – Юдита Фибигер
2011
52 минуты
Яркие цвета и шитье на дому могли сослужить неплохую службу в борьбе с
социалистическим тоталитаризмом. Это однажды – в результате милицейских
преследований за ношение цветных носков – обнаружили поляки и уже с начала 50-х
использовали одежду в качестве персонального способа противостояния
всеусредняющему политическому режиму. Модная одежда в «Народной Польше»
выполняла роль политической декларации. А поэтому следовать моде в Польше было
делом вовсе не легкомысленных особ.
«Последнее искушение Гаврилы» / Ostatnie kuszenie Gawryły
Режиссер – Ежи Слядковски
2000
52 минуты
В молодости Гаврила был членом, а потом и главой банды. Но узрел Бога и решил
уйти в монастырь. Жена не в силах конкурировать со Всевышним за сердце мужа и
покидает Гаврилу. Фильм следует за жизнью героя в последние недели перед
постригом, которые он проводит в приходе отца Андриана. Гаврила смиренно
помогает батюшке, беседует с прихожанами и доверяет зрителю сокровенное:
оказывается, он уходит из мира в попытке справиться с главным искушением. И это
искушение – женщины.
«Последний день лета» / Ostatni dzień lata
Режиссер – Петр Стасик
2010
34 минуты
«Я гостил у родителей в деревне. И нашел свои детские дневники. Я удивился, что
самый старый из них был написан мной в 8 лет. Две недели спустя я поехал в
Пензу. В 700 км от Москвы провинциальная Россия выглядит как Польша двадцать лет
назад. Там я случайно попал в кадетскую школу. Мой дневник и эта школа напомнили
мне о детстве. И я решил снять об этом фильм».
Петр Стасик
«Чтобы не болело» / Żeby nie bolało
Режиссер – Марцел Лозински
1999
47 минут
В 1974 году Марта Весоловска и фотограф из журнала «Политика» приехали с целью
репортажа к одной удивительной фермерше. Урсула Флис, интеллектуалка, получившая
прекрасное образование, решила продолжить дело умершего отца и возглавить его
ферму. Теперь на ней 13 гектаров земли… Это нелегкое решение и непростой
разговор отважной девушки с дотошной журналисткой оказались в центре тогда же
снятого фильма Лозинского. Через четверть века режиссер вернулся к своей
героине, чтобы узнать, чем стали для нее эти 25 лет. Уникальным духовным опытом?
Расхлебыванием последствий неверно принятого решения? Просто жизнью, в которой
возможно всякое – и боль, и счастье, и сожаление, и озарение?
|