ИСКУССТВО ДОКУМЕНТА
Программа Польской Академии Документа Dragon Forum


Есть такая документалистская шутка, что качество документального кино в Европе находится в прямой зависимости от свойств напитка, наиболее распространенного в стране. Так, например, винная зона (Португалия, Испания, Франция, Италия) не особенно заявила себя в данной сфере искусства. В зоне пивной (Германия, Чехия, Австрия) дела обстоят лучше. Но по-настоящему расцветает искусство кинодокумента в зоне водочной – в Финляндии, у нас, в России, и в Польше.
Если на наш и финский счет еще можно усомниться, то насчет Польши никаких сомнений быть не может. Эта страна стабильно поставляет миру поистине великих документалистов и подлинные шедевры. Общеизвестно: и Кшиштоф Кисьлевски, и Анджей Мунк начинали в документальном кино. А кроме того работали и работают Марцел Лозински, Мачей Дрыгас, Анджей Фидык, Ежи Слядковски и их молодые коллеги – Павел Лозински, Войчех Старонь, Мария Змарз-Кочанович, Марчин Латалло, Бартош Конопка, Крыстиан Матысек, Марчин Кошалка…
В этой ситуации мы безмерно благодарны Польской Академии Документа «Драгон Форум», предоставившей нам возможность показать ряд замечательных польских документальных картин и стать площадкой для своего рода форума польской документалистики в России – ведь программа включает в себя и тренинг-сессии для российских документалистов, и мастер-классы выдающихся режиссеров, и конференцию российских и польских документалистов.

«Адресат не найден» / Poste Restante

Режиссер – Марцел Лозински
2008
14 минут

В городок Колюшки в общенациональное управление недоставленной корреспонденции отправляются письма, адресат которых не найден. В Польше таких писем бывает коло миллиона в год. И немало среди них таких, что адресованы Господу Богу.
Лирико-философское эссе одного из самых признанных документалистов Польши.

«Давай убежим от нее» / Ucieknijmy od niej

Режиссер – Марчин Кошалка
2010
50 минут

Один из самых ярких молодых авторов мирового документального кино, как правило, решает посредством своих фильмов сущностные, экзистенциальные вопросы. Таким был его дебют «Экзистенция», таков и его новый фильм «Давай убежим от нее». Здесь центральной проблемой выступает собственное семейное прошлое режиссера – отношения с родителями, роль родителей в его жизни. Давнее прошлое в эмоциональном смысле для него – настоящее. И он попытался увидеть его глазами сестры. И более того – сестре, успешной деловой женщине, которой так и не удается справиться с потерей, отца и матери, доверена роль авторского alter ego и даже авторской совести. Еще один путь, избранный режиссером, чтобы стать ближе к умершим родителям, – стоическое кинонаблюдение за пациентами хосписа в последние часы их жизней.

«Киноманы из Калькутты» / Kiniarze z Kalkuty

Режиссер – Анджей Фидык
1998
59 минут

В Индии, где до сих пор насчитывается около 2000 кинотеатров на колесах, «Биоскоп» господина Батту – один из 2000 кинопередвижек. Его кинотеатр на колесах – это ярко раскрашенный грузовик, старый советский проектор, несколько метров белой простыни и километры кинопленки. А сотрудники «кинотеатра» – сам Батту, его брюзга-правая рука Мама и юноша Амит – сама «звуковая реклама», это он по громкоговорителю оповещает потенциальных зрителей в далеких селеньях и крошечных городках о привалившей им удаче увидеть кино. Трио колесит по выжженным солнцем дорогам Индии, потому что таковы бизнес и миссия господина Батту: он убежден, что кино может преобразить человека.
Съемочная группа сопровождает Батту из Калькутты в далекую провинцию Орисса, населенную племенами, пребывающими в каменном веке. Батту хочет показать им свои фильмы – это ведь может изменить их! Политика же Индии в вопросе примитивных народов непреклонна – нельзя вторгаться в их жизнь, любое вторжение цивилизации для них губительно. Но Батту не сдается и получает, наконец, разрешение ознакомить людей каменного века с чудом кинематографа.

«Клювом и когтем. Настоящая жизнь птиц» / Dziobem i pazurem. Prawdziwe życie ptaków

Режиссер – Крыстиан Матысек
2001
52 минуты

Кино о животных, традиционный «научпоп» страдает антропоцентризмом – животным волей-неволей приписываются свойства человека. Авторы «Клювом и когтем» меняют оптику и… уже мы можем ощутить себя птицами. Хитрыми, веселыми, жестокими. И нежными крылатыми родителями, и неудачливыми охотниками, и самодовольными хищниками.

«Крузенштерн» / “Kruzenshtern”

Режиссёр – Мачей Цуске
2009
52 минуты

Удивительное роуд-муви и своего рода бортовой журнал. «Крузенштерн», снимавшийся в течение двух лет, – кинонаблюдение за курсантами Балтийской Академии рыбопромыслового флота во время их первого учебного рейса на борту парусника «Крузенштерн». Маршрут его пролегает по Балтике, затем Ла-Маншу, по морям-океанам вплоть до порта Санта-Крус-де-Теренифе на экзотических широтах. Через недоверие, сомнения, зарождающееся морское братство и любовь к морю.

«Поляки. Руководство пользователя» / Przewodnik do Polaków

Документальный цикл, иронический по интонации, но вполне серьезный по задачам и объектам исследования, призван в рамках Международной культурной программы польского председательства в Европейском Союзе в 2011 году объяснить миру, кто такие поляки, чем они живы, чем жили, в чем источники польского настоящего, каковы их идеалы, их герои, их привычки, их ценности. И чем было социалистическое прошлое Польши – лишь временем ограничений и подавления свободолюбивого национального характера или и временем обретения свободы – в том числе и творчества – в порой, казалось бы, не предназначенных для этого областях существования?
В центре каждой из пяти новелл цикла: польская рок-музыка, игрушки польских детей, польские пристрастия и традиции в отношении к одежде, польский альпинизм в самих Гималаях. Польские поиски в сфере духовности (иногда приводящие поляков в объятия гаитянских колдунов вуду).
В программу вошли четыре фильма цикла:

«Зов свободы» / Beats of Freedom

Режиссеры – Лешек Гноински, Войчех Слота
2009
75 минут

Можно ли свергнуть тоталитарный режим при использовании домашнего усилителя? Да, и это задача с успехом решена польской рок-музыкой. Этот фильм о нем, о польском роке, о его рождении и эволюции. Воспоминания и удивительныe признания замечательных польских музыкантов делают его столь же неотразимым, как и сам жесткий звук польского рока.

«Игрушки» / Zabawki

Режиссер – Анджей Вольски
2010
52 минуты

У детей Польской Народной Республики было совсем мало игрушек – что поделаешь, свойственные социализму дефициты. Но именно этот факт пробудил в них творцов. С помощью одной телепередачи и одного энтузиаста-телеведущего они сами начали делать игрушки. Из ничего, из того, что буквально валяется под ногами. Из собственного воображения и желания создавать. Так что лучше – горы дорогущих игрушек или их полное отсутствие? Целые поколения польских детей, в ком развит инстинкт творчества, знают верный ответ на этот вопрос.

«Искусство свободы» / Sztuka wolności

Режиссеры – Марек Клосович, Войчех Слота
2011
52 минуты

Как дефицит решительно всего – от свободы слова до маек – повлиял на форму и боевой дух польских альпинистов, покорителей высочайших из вершин мира? Что отличало завоевателей восьмитысячников из Польши от их коллег за Железным занавесом? «Искусство Свободы» – отвечает на эти вопросы, поскольку рассматривает польский альпинизм в Гималаях как социополитический феномен.

«Политическое платье» / Political Dress

Режиссер – Юдита Фибигер
2011
52 минуты

Яркие цвета и шитье на дому могли сослужить неплохую службу в борьбе с социалистическим тоталитаризмом. Это однажды – в результате милицейских преследований за ношение цветных носков – обнаружили поляки и уже с начала 50-х использовали одежду в качестве персонального способа противостояния всеусредняющему политическому режиму. Модная одежда в «Народной Польше» выполняла роль политической декларации. А поэтому следовать моде в Польше было делом вовсе не легкомысленных особ.

«Последнее искушение Гаврилы» / Ostatnie kuszenie Gawryły

Режиссер – Ежи Слядковски
2000
52 минуты

В молодости Гаврила был членом, а потом и главой банды. Но узрел Бога и решил уйти в монастырь. Жена не в силах конкурировать со Всевышним за сердце мужа и покидает Гаврилу. Фильм следует за жизнью героя в последние недели перед постригом, которые он проводит в приходе отца Андриана. Гаврила смиренно помогает батюшке, беседует с прихожанами и доверяет зрителю сокровенное: оказывается, он уходит из мира в попытке справиться с главным искушением. И это искушение – женщины.

«Последний день лета» / Ostatni dzień lata

Режиссер – Петр Стасик
2010
34 минуты

«Я гостил у родителей в деревне. И нашел свои детские дневники. Я удивился, что самый старый из них был написан мной в 8 лет. Две недели спустя я поехал в Пензу. В 700 км от Москвы провинциальная Россия выглядит как Польша двадцать лет назад. Там я случайно попал в кадетскую школу. Мой дневник и эта школа напомнили мне о детстве. И я решил снять об этом фильм».
Петр Стасик

«Чтобы не болело» / Żeby nie bolało

Режиссер – Марцел Лозински
1999
47 минут

В 1974 году Марта Весоловска и фотограф из журнала «Политика» приехали с целью репортажа к одной удивительной фермерше. Урсула Флис, интеллектуалка, получившая прекрасное образование, решила продолжить дело умершего отца и возглавить его ферму. Теперь на ней 13 гектаров земли… Это нелегкое решение и непростой разговор отважной девушки с дотошной журналисткой оказались в центре тогда же снятого фильма Лозинского. Через четверть века режиссер вернулся к своей героине, чтобы узнать, чем стали для нее эти 25 лет. Уникальным духовным опытом? Расхлебыванием последствий неверно принятого решения? Просто жизнью, в которой возможно всякое – и боль, и счастье, и сожаление, и озарение?