PSYCHOLOGIES.ДОК: НИЧЕГО БЕЗЛИЧНОГО

Программа фильмов, составленная в сотрудничестве с журналом Psychologies-Россия («Психология»)
Сопровождается обсуждениями картин, которые ведут профессиональные психологи

Для нас, тех, кто делает журнал Psychologies / «Психология», программа на «Артдокфесте» – совершенно особый опыт. Таким образом мы впервые «идем в кино» не как зрители или рецензенты, а как кураторы. И, если честно, гордимся своей смелостью. Во-первых, потому что от зрителя – и нашего читателя – документальное кино требует несколько иного и большего, чем кино игровое. Авторское или, как принято его называть по-английски, «творческое документальное кино» прикидывается безусловностью, правдой, ухваченной камерой в реальности, а на самом деле сконструировано из сырья реальности автором и является лишь его версией живой жизни. То есть более чем условно. И эту меру условности – меру искусства в документальной съемке – надо еще суметь ухватить. А значит, надо быть психологически развитой личностью, а журнал наш именно развитие личности читателя – а теперь и зрителя – считает своей главной задачей.
Второе же основание для нашей гордости собственной смелостью в том, что «Psy.doc» беспрецедентна – раньше кинопрограмм по тому принципу, по которому составлена наша артдокфестовская, никто не составлял. Ведь в нее вошли фильмы, полностью сосредоточенные на психологии человека. Причем в двух ее проявлениях – психологии человека социума и психологии индивидуальности.
«Массовидного» человека исследуют «Иконоскоп» Виталия Манского и отчасти «Запах горящих муравьев» Джея Розенблатта. А еще шесть фильмов заглядывают вглубь человека и рассказывают не о событиях и обстоятельствах, а о том, как они влияют на него, о том, как он меняется. Нет, событий в фильмах немало – и драматических, и смешных, но авторов интересует, как они формируют (или деформируют) личность, интересует реакция личности на внешние, если хотите, раздражители. И при этом они не холодные исследователи, они смотрят на своих героев любящим взглядом… Иногда даже и обожающим. А иногда сами авторы и есть герои фильмов. И тогда можно считать, что мы имеем дело с сеансом самоанализа. До чего в обычной жизни – проходящей вне документального кино – руки и мозги у всех нас обычно не доходят. Но сейчас в этом деле нам помогут профессиональные психологи – они проведут обсуждения некоторых фильмов из «Psychologies.док»
Так что этой программой мы пытаемся продемонстрировать почти терапевтические свойства «творческой документалистики». Интересно, удастся ли нам это.

Фильм открытия программы

«Иконоскоп»

Режиссер – Виталий Манский
2011
104 минуты

Говорят, среднестатистический землянин проводит у телеэкрана около 10 лет своей жизни. Бессмысленно задаваться вопросом, потерянные ли это годы, – без ТВ невозможно представить себе нашу цивилизацию. Хотя с момента его изобретения не прошло еще и 100 лет...
Как за столь небольшой в историческом масштабе срок случилось это глобальное поглощение телеэфиром планеты Земля и ее обитателей? Насколько оно отражает общественные комплексы, предрассудки и ожидания? До какой степени оно зеркало общественной психологии? Связан ли феномен ТВ с феноменом веры? Не стало ли оно чем-то вроде религии ХХ века? Почему родоначальник ТВ Зворыкин дал своему изобретению название «Иконоскоп» и в чем его правота? Что за ТВ имели в виду тираны – Гитлер и Сталин? Какую роль сыграло в судьбе Джонсона, Кеннеди, Никсона, Хрущева, Брежнева, Рейгана, Берлускони, Горбачева, Ельцина? И какую роль оно играет в жизни каждого из нас? На все эти вопросы фильм пытается дать ответы.
Но ТВ – не единственный его главный герой. В фильме действуют еще 2 два героя, два антипода, две телезвезды. Два человека, проживших «в телевизоре» целую жизнь, а сейчас ставших телезрителями. Дэн Разер и Игорь Кириллов. Эти имена для жителей США и Советского Союза прямо ассоциируются с ТВ. Абсолютная звезда новостного эфира Америки, 50 лет не оставлявший свой пост голоса новостей и позволявший себе даже президентам намекать на скорую отставку. И символ Центрального Телевидения, рупор советского официоза и лицо советского образа жизни.
«Иконоскоп» – шанс охватить всю необъятную историю ТВ за 100 минут захватывающего и парадоксального зрелища.

«Беженка от красоты» / Beauty Refugee

Режиссер – Клаудиа Лисбоа
Швеция – Бразилия
2009
58 минут

Режиссер фильма бразильянка, но жить предпочитает в холодной Северной Европе. Потому что считает себя беженкой. Ее фильм о том, от чего она бежала – о почти тоталитарной диктатуре эстетического канона, который в Бразилии считают красотой. А еще режиссер снимает о себе и оставшейся в Бразилии семье: папе, маме, сестре, с виду благополучных жителях города Бело Оризонте. Но все они как минимум по разу побывали под скальпелем брата Клаудии, пластического хирурга. И саму Клаудию, с их точки зрения, блеклую никудышку, склоняют к тому же. Но что есть красота, вопрос по-прежнему открытый. На него-то и пытается ответить «беженка от красоты», базируясь на собственном и семейном опыте.

«Березовая, 51» / 51 Birch Street

Режиссер – Дуг Блок
США
2005
90 минут

Автор фильма на пороге пятидесятилетия, выяснил: утверждение «семью не выбирают» в его случае хромает. Оказалось, ему нужно выбрать. Как минимум – какой ему помнить свою семью, своих папу и маму. Потому что после смерти матери он нашел ее дневник, в котором целая жизнь день за днем и который полностью изменил представление Дуга о собственном детстве, о родителях. Этот дневник… лишил его прошлого. Фильм Блока – попытка вновь почувствовать собственное прошлое и ощутить, что в нем на самом деле подлинно.

«Запах горящих муравьев» / The Smell of Burning Ants

1994
21 минута

Мы все можем предъявить какой-нибудь счет к собственному детству. Джей Розенблатт предъявляет этот личный счет Америке, принятым в ней нормам воспитания и их черствости в этом фильме – блестящем примере монтажного кино: смысл и «послание» тут выстраиваются из монтажа материала, не самим автором снятого: из старой хроники, старого художественного кино, допотопного «научпопа». И получается трагическое обвинение системе, которая не растила, а лишь запрещала, ограничивала, навязывала и плодила «комплексы» в мальчиках одного с автором поколения.

«Иисус, ты знаешь» / Jesus, du weisst

Режиссер – Ульрих Зайдль
Австрия
2003
87 минут

Зайдль, автор шоковой игровой «Собачьей жары», киноклассик, провокатор, вуайерист, пессимист, мизантроп, социальный порнограф, и, в конце концов, может быть, величайший в современном кино гуманист, в этом фильме разрушает последние табу нашей цивилизации. Это фильм о вере, о ее таинстве, ее магии, о самоотверженности и… небескорыстии. Зайдль установил камеру за алтарем (!!!) и мы… можем узнать, о чем молят Всевышнего истово верующие.

«Кинодневники» / Diary Films

США
Режиссер – Джей Розенблатт

«Раньше я был режиссером» / I Used to Be a Filmmaker

2003
10 минут

Автор фильма начал снимать свою дочь Эллу сразу после ее рождения. Так и появился «Раньше я был режиссером» – название подразумевало, что теперь он главным образом папа и что режиссировать этот новый объект, дочку, он не в силах. И поэтому вроде бы лишь документирует первые полтора года жизни Эллы, первый опыт своего отцовства, опыт чувств и обретений, связанный с этапами превращения младенца в маленькую личность.

«Мне так это нравится» / I Like It a Lot

2004
4 минуты

Трагикомический любовный треугольник: она, белая майка и шоколадное мороженое… Несколько минут удовольствия от того, что ты человек и много чего можешь почувствовать.

«Я – Чарли Чаплин»

2005
8 минут

Элле два с половиной года. В ее жизни, кроме папы и мамы, есть две больших любви – конфеты и Чарли Чаплин. Если хорошенько подумать, то одна из них может проложить дорогу к другой: став на Хэллоуин маленьким бродягой, реально заполучить сколько угодно конфет…

«Предел сна» / Edge of Dreaming

Режиссер – Эми Харди
Великобритания (Шотландия)
2009
73 минуты

Успешный режиссер фильмов о животных Эми Харди однажды увидела странный сон. Этот сон однозначно говорил: ей остался год жизни. Весь этот год Эми снимала себя, своих дочек, мужа и все, что происходило с ней и… в ней. Чтобы сделать фильм уже не о животных, а о живых, о том, что помогает человеку жить и что задает подлинный вектор его движения по жизни. И это совсем не сны.

«Семья» / Family

Режиссеры – сами Мартен Саиф, Фи Амбо
Дания
2001
80 минут

«Семья» – идеальный образец «я-фильма», когда автор отважно делает материалом самое сокровенное и собственную жизнь.
Старший брат режиссера Саифа покончил с жизнью. Незадолго до того умерла мать, кажется, алкоголичка. Режиссер чувствует опустошение, отчаяние и одиночество. И решается, наконец, сделать то, что давно откладывал и чего боится – найти отца-египтянина, который оставил некогда жену и маленьких детей и вернулся в Египет. Лишившийся семьи Сами едет в Египет. Отца он не найдет, но найдет семью – в еще недавно чужих людях, в еще недавно чужой стране. И египетский брат, добрейший человек, заплачет вместе с ним над смертью брата датского…