|
|
PSYCHOLOGIES.ДОК: НИЧЕГО БЕЗЛИЧНОГО
Программа фильмов, составленная в сотрудничестве с журналом Psychologies-Россия
(«Психология»)
Сопровождается обсуждениями картин, которые ведут профессиональные психологи
Для нас, тех, кто делает журнал Psychologies / «Психология», программа на «Артдокфесте»
– совершенно особый опыт. Таким образом мы впервые «идем в кино» не как зрители
или рецензенты, а как кураторы. И, если честно, гордимся своей смелостью.
Во-первых, потому что от зрителя – и нашего читателя – документальное кино
требует несколько иного и большего, чем кино игровое. Авторское или, как принято
его называть по-английски, «творческое документальное кино» прикидывается
безусловностью, правдой, ухваченной камерой в реальности, а на самом деле
сконструировано из сырья реальности автором и является лишь его версией живой
жизни. То есть более чем условно. И эту меру условности – меру искусства в
документальной съемке – надо еще суметь ухватить. А значит, надо быть
психологически развитой личностью, а журнал наш именно развитие личности
читателя – а теперь и зрителя – считает своей главной задачей.
Второе же основание для нашей гордости собственной смелостью в том, что «Psy.doc»
беспрецедентна – раньше кинопрограмм по тому принципу, по которому составлена
наша артдокфестовская, никто не составлял. Ведь в нее вошли фильмы, полностью
сосредоточенные на психологии человека. Причем в двух ее проявлениях –
психологии человека социума и психологии индивидуальности.
«Массовидного» человека исследуют «Иконоскоп» Виталия Манского и отчасти «Запах
горящих муравьев» Джея Розенблатта. А еще шесть фильмов заглядывают вглубь
человека и рассказывают не о событиях и обстоятельствах, а о том, как они влияют
на него, о том, как он меняется. Нет, событий в фильмах немало – и
драматических, и смешных, но авторов интересует, как они формируют (или
деформируют) личность, интересует реакция личности на внешние, если хотите,
раздражители. И при этом они не холодные исследователи, они смотрят на своих
героев любящим взглядом… Иногда даже и обожающим. А иногда сами авторы и есть
герои фильмов. И тогда можно считать, что мы имеем дело с сеансом самоанализа.
До чего в обычной жизни – проходящей вне документального кино – руки и мозги у
всех нас обычно не доходят. Но сейчас в этом деле нам помогут профессиональные
психологи – они проведут обсуждения некоторых фильмов из «Psychologies.док»
Так что этой программой мы пытаемся продемонстрировать почти терапевтические
свойства «творческой документалистики». Интересно, удастся ли нам это.
Фильм открытия программы
«Иконоскоп»
Режиссер – Виталий Манский
2011
104 минуты
Говорят, среднестатистический землянин проводит у телеэкрана около 10 лет своей
жизни. Бессмысленно задаваться вопросом, потерянные ли это годы, – без ТВ
невозможно представить себе нашу цивилизацию. Хотя с момента его изобретения не
прошло еще и 100 лет...
Как за столь небольшой в историческом масштабе срок случилось это глобальное
поглощение телеэфиром планеты Земля и ее обитателей? Насколько оно отражает
общественные комплексы, предрассудки и ожидания? До какой степени оно зеркало
общественной психологии? Связан ли феномен ТВ с феноменом веры? Не стало ли оно
чем-то вроде религии ХХ века? Почему родоначальник ТВ Зворыкин дал своему
изобретению название «Иконоскоп» и в чем его правота? Что за ТВ имели в виду
тираны – Гитлер и Сталин? Какую роль сыграло в судьбе Джонсона, Кеннеди,
Никсона, Хрущева, Брежнева, Рейгана, Берлускони, Горбачева, Ельцина? И какую
роль оно играет в жизни каждого из нас? На все эти вопросы фильм пытается дать
ответы.
Но ТВ – не единственный его главный герой. В фильме действуют еще 2 два героя,
два антипода, две телезвезды. Два человека, проживших «в телевизоре» целую
жизнь, а сейчас ставших телезрителями. Дэн Разер и Игорь Кириллов. Эти имена для
жителей США и Советского Союза прямо ассоциируются с ТВ. Абсолютная звезда
новостного эфира Америки, 50 лет не оставлявший свой пост голоса новостей и позволявший себе даже президентам намекать на скорую отставку. И символ
Центрального Телевидения, рупор советского официоза и лицо советского образа
жизни.
«Иконоскоп» – шанс охватить всю необъятную историю ТВ за 100 минут
захватывающего и парадоксального зрелища.
«Беженка от красоты» / Beauty Refugee
Режиссер – Клаудиа Лисбоа
Швеция – Бразилия
2009
58 минут
Режиссер фильма бразильянка, но жить предпочитает в холодной Северной Европе.
Потому что считает себя беженкой. Ее фильм о том, от чего она бежала – о почти
тоталитарной диктатуре эстетического канона, который в Бразилии считают
красотой. А еще режиссер снимает о себе и оставшейся в Бразилии семье: папе,
маме, сестре, с виду благополучных жителях города Бело Оризонте. Но все они как
минимум по разу побывали под скальпелем брата Клаудии, пластического хирурга. И
саму Клаудию, с их точки зрения, блеклую никудышку, склоняют к тому же. Но что
есть красота, вопрос по-прежнему открытый. На него-то и пытается ответить
«беженка от красоты», базируясь на собственном и семейном опыте.
«Березовая, 51» / 51 Birch Street
Режиссер – Дуг Блок
США
2005
90 минут
Автор фильма на пороге пятидесятилетия, выяснил: утверждение «семью не выбирают»
в его случае хромает. Оказалось, ему нужно выбрать. Как минимум – какой ему
помнить свою семью, своих папу и маму. Потому что после смерти матери он нашел
ее дневник, в котором целая жизнь день за днем и который полностью изменил
представление Дуга о собственном детстве, о родителях. Этот дневник… лишил его
прошлого. Фильм Блока – попытка вновь почувствовать собственное прошлое и
ощутить, что в нем на самом деле подлинно.
«Запах горящих муравьев» / The Smell of Burning Ants
1994
21 минута
Мы все можем предъявить какой-нибудь счет к собственному детству. Джей
Розенблатт предъявляет этот личный счет Америке, принятым в ней нормам
воспитания и их черствости в этом фильме – блестящем примере монтажного кино:
смысл и «послание» тут выстраиваются из монтажа материала, не самим автором
снятого: из старой хроники, старого художественного кино, допотопного «научпопа».
И получается трагическое обвинение системе, которая не растила, а лишь
запрещала, ограничивала, навязывала и плодила «комплексы» в мальчиках одного с
автором поколения.
«Иисус, ты знаешь» / Jesus, du weisst
Режиссер – Ульрих Зайдль
Австрия
2003
87 минут
Зайдль, автор шоковой игровой «Собачьей жары», киноклассик, провокатор,
вуайерист, пессимист, мизантроп, социальный порнограф, и, в конце концов, может
быть, величайший в современном кино гуманист, в этом фильме разрушает последние
табу нашей цивилизации. Это фильм о вере, о ее таинстве, ее магии, о
самоотверженности и… небескорыстии. Зайдль установил камеру за алтарем (!!!) и
мы… можем узнать, о чем молят Всевышнего истово верующие.
«Кинодневники» / Diary Films
США
Режиссер – Джей Розенблатт
«Раньше я был режиссером» / I Used to Be a Filmmaker
2003
10 минут
Автор фильма начал снимать свою дочь Эллу сразу после ее рождения. Так и
появился «Раньше я был режиссером» – название подразумевало, что теперь он
главным образом папа и что режиссировать этот новый объект, дочку, он не в
силах. И поэтому вроде бы лишь документирует первые полтора года жизни Эллы,
первый опыт своего отцовства, опыт чувств и обретений, связанный с этапами
превращения младенца в маленькую личность.
«Мне так это нравится» / I Like It a Lot
2004
4 минуты
Трагикомический любовный треугольник: она, белая майка и шоколадное мороженое…
Несколько минут удовольствия от того, что ты человек и много чего можешь
почувствовать.
«Я – Чарли Чаплин»
2005
8 минут
Элле два с половиной года. В ее жизни, кроме папы и мамы, есть две больших любви
– конфеты и Чарли Чаплин. Если хорошенько подумать, то одна из них может
проложить дорогу к другой: став на Хэллоуин маленьким бродягой, реально
заполучить сколько угодно конфет…
«Предел сна» / Edge of Dreaming
Режиссер – Эми Харди
Великобритания (Шотландия)
2009
73 минуты
Успешный режиссер фильмов о животных Эми Харди однажды увидела странный сон.
Этот сон однозначно говорил: ей остался год жизни. Весь этот год Эми снимала
себя, своих дочек, мужа и все, что происходило с ней и… в ней. Чтобы сделать
фильм уже не о животных, а о живых, о том, что помогает человеку жить и что
задает подлинный вектор его движения по жизни. И это совсем не сны.
«Семья» / Family
Режиссеры – сами Мартен Саиф, Фи Амбо
Дания
2001
80 минут
«Семья» – идеальный образец «я-фильма», когда автор отважно делает материалом
самое сокровенное и собственную жизнь.
Старший брат режиссера Саифа покончил с жизнью. Незадолго до того умерла мать,
кажется, алкоголичка. Режиссер чувствует опустошение, отчаяние и одиночество. И
решается, наконец, сделать то, что давно откладывал и чего боится – найти
отца-египтянина, который оставил некогда жену и маленьких детей и вернулся в
Египет. Лишившийся семьи Сами едет в Египет. Отца он не найдет, но найдет семью
– в еще недавно чужих людях, в еще недавно чужой стране. И египетский брат,
добрейший человек, заплачет вместе с ним над смертью брата датского…
|