PSYCHOLOGIES.ДОК
или
Week-end с Psychologies


Программа, составленная в сотрудничестве с журналом Psychologies – «Психология»

Показ фильмов сопровождается зрительским обсуждением и экспертной оценкой психологов

На прошлом «Артдокфесте» мы показывали отобранное нами документальное кино о личности и личном. Но очень скоро выяснилось: тем, кому интересен личностный рост, кто обратился внутрь себя… только себя не хватает.
В том же декабре в приоритеты вышла судьба страны. Индивидуальность осознала себя частью социальности. Частное сменилось общественным. Интимное – важным для многих. И поэтому 5 замечательных картин из разных стран, вошедших в программу «Psychologies.док»-2012, – о том, что объединяет людей, о том, как множество личных мнений вырастает в общественное сознание и как психология каждого из нас отражает и формирует психологию социума.

Psychologies

ВИ-ДЖЕЙ ИЗ БИРМЫ: РЕПОРТАЖ ИЗ ЗАКРЫТОЙ СТРАНЫ
Burma VJ – reporter i et lukket land
Режиссер Андерс Остергор / Anders Østergaard
85 минут
2008
Дания

«Ви-джей» в данном случае означает вовсе не ведущего MTV. Ви-джей – это видеожурналист. Причем видеожурналист, работающий тайно, под прикрытием, скрытой камерой. И скрытой не от объектов съемки, как это бывает в обычной документалистской практике, а от представителей властей в стране, где съемки производятся. Дело в том, что ви-джей Джошуа живет в наглухо закрытой Бирме, где правит военная хунта и о которой остальному миру мало что известно. И если бы не Джошуа и его коллеги, не было бы известно вообще ничего – даже о произошедших там массовых народных волнениях. Маленькой ручной камерой Джошуа снимает историю своей страны – с риском долгого тюремного заключения и даже пыток. Что им движет? И что происходит в его Бирме?

МАНА: БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВЕРА
Mana – Beyond Belief
Режиссеры Питер Фридман, Роджер Мэнли / Peter Friedman, Rodger Manley
2004
92 минуты
США – Франция

Что общего у флага США, картины Рембрандта, устройства для улавливания молний, туринской плащаницы и японского цветка сакуры? Все это – объекты «маны», объекты, которым человек приписывает силу, символизирующие определенную власть. «Мана» – полинезийское слово, обозначающие силу, предположительно содержащуюся в предметах. И все эти предметы объединяет то, что ко всем им человек склонен подходить с позиций веры. Но вера не ограничивается религией, вера – больше: она управляет биржами ценных бумаг, рынком искусства и… порой становится причиной войн.

ОТПОР: Битва за спасение Сербии
OTPOR: The Fight to Save Serbia
Режиссер Горан Радованович / Goran Radovanović
52 минуты
2001
Сербия – США

Движение «ОТПОР» началось как скромная студенческая инициатива – попытка отстоять идею свободной прессы и свободных выборов. У него не было ни явных лидеров, ни внятной структуры. Его идеологией была исключительно ненасильственная борьба за чистые общественные идеалы… Но за 10 лет оно охватило всю Сербию и стало главной угрозой авторитаризму Слободана Милошевича.
Фильм рассказывает историю «ОТПОРа», следуя жизненными маршрутами нескольких его членов.

ТРЕПЕТ ПЕРЕД Б-ГОМ
Trembling before G-d
Режиссер Сэнди Cимха Дубовски / Sandi Simcha DuBowski
2001
80 минут
США

Они хотят оставаться такими, как есть, и хотят верить. Они имеют право быть верными себе и вверить свою участь Господу. Отцы их церкви говорят, что они живут в смертном грехе, что Б-г отторгает их… Но иудеи-ортодоксы нетрадиционной сексуальной ориентации не видят конфликта между своей природой и своей верой, они – дети Господа, как и все остальные иудеи мира.

ФИЗИОЛОГИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ
Режиссер Игорь Алимпиев
56 минут
1995
Россия

Россия. Характер и путь. Горький опыт самопознания. Теория русского физиолога И.П. Павлова как ключ к пониманию российской истории. И российская история как ключ к пониманию личности и поисков Павлова. Человека, в условиях деспотии осознавшего свою свободу. Ученого, с горечью на примерах подопытных животных осознавшего природу русской толпы.
Визуальной основой фильма стали исключительно хроникальные материалы, через которые находит свое выражение авторская концепция судьбы России в ХХ веке.