|
|
ГДР.DOC: ХРОНИКИ ИСЧЕЗНУВШЕЙ СТРАНЫ
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КИНОЖУРНАЛОВ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ
ФИЛЬМОВ КИНОСТУДИИ DEFA (ГДР) / DEFA STUDIO FÜR WOCHENSCHAU UND DOKUMENTARFILME
Программа подготовлена при партнерстве Фонда DEFA / DEFA STIFTUNG и поддержке
Немецкого культурного центра им. Гёте / Goethe-Institut
Куратор программы – режиссер-документалист Тамара Трампе / Tamara Trampe
(Германия)
Мы жили одной историей. У нас были общие, казалось бы, цели. Наше «вчера» было
подчинено великой идее. У нас общее «вчера». У СССР и ГДР.
Но Россия, как теперь выяснятся, так и застряла в этом вчера. Осталась в
прошедшей истории и даже, судя по всему, собирается катиться еще дальше назад –
уже за социалистический тоталитаризм, в феодализм. А Восточная Германия начала
новую историю, сокрушила стены, шагнула в будущее.
Наши пути разошлись.
Мы решили представить зрителям «Артдокфеста» документальные фильмы, созданные на
киностудии DEFA в Германской Демократической Республике, именно по этой причине:
чтобы через фильмы немецких документалистов – и через лирически-авторские
повествования и зарисовки, и через казенные киножурналы – непредвзято
всмотреться в собственное прошлое. Прошлое, которое для нас во многом еще
настоящее.
«Артдокфест»
ГДР: ПОДЛИННАЯ БИОГРАФИЯ
На фоне руин Берлина стекаются две демонстрации, два победных марша…
22 апреля 1946 из двух немецких рабочих партий – коммунистов и социал-демократов
– формируется Социалистическая Единая Партия Германии. Пропагандистский
киножурнал продемонстрировал единство со всей наглядностью – слиянием двух
процессий. Разумеется, это была инсценировка.
Но Партия, чья идеология определит жизнь в ГДР, – реальность. В 1961-м эта
партия закроет страну и отгородит ее стеной от остального мира. Эта партия и
тайная полиция собирались навязать людям ГДР биографию. Но на сей раз
инсценировка не удалась...
Представленные в программе документальные фильмы студии DEFA показывают
подлинную жизнь людей, настоящую биографию восточных немцев. Над чем они
смеялись, в чем находили силы, о чем мечтали. И сквозь все это – страсть к
самостоятельно избранной и самостоятельно определенной жизни.
Для этой программы я выбрала фильмы, авторы которых, вопреки постоянному
контролю и с риском жесткой партийной оценки, говорили на собственном киноязыке,
были по-настоящему близки – и бережны – к своим героям и определенно
пользовались их доверием. Чего, казалось бы, не могло быть в закрытом, наглухо
идеологизированном обществе. А было.
Если Вы, дорогие зрители, эти фильмы посмотрите, то увидите в их подтексте,
между кадрами, между словами героев, причины, которые привели к крушению той
страны. Но система рухнула, а люди – нет. И это тоже понятно из фильмов
программы.
Они для этого и делались – как свидетельство времени и портрет вочеловеченной
эпохи. Как кино-документы, кино-удостоверения личности.
Тамара Трампе
Сеанс 1
ОБЪЕДИНЕНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИЙ
Einheit SPD-KPD
Режиссер Курт Метциг / Kurt Maetzig
19 минут
1946
Информационно-пропагандистский киножурнал.
ОЧЕВИДЕЦ
Der Augen Zeuge
Киножурнал, выпуск за недели 41-49 1949 года
15 минут
Социалистический мир един, и интернационализм крепнет, о чем свидетельствуют
репортажи из бассейна в Будапеште, наконец-то ставшего доступным простым людям,
из астраханской степи и с полей земли Бранденбург, где идет битва за урожай.
КОГДА Я ПОЙДУ В ШКОЛУ…
Wenn ich erst zur Schule geh
Режиссер Винфрид Юнге / Winfried Junge
13 минут
1961
Они обычные дети из провинциального Гольцова. Но их ждет большая перемена – им
скоро в школу. От этой мысли замирает сердце, горят глаза, строятся невероятные
планы и питаются большие надежды. И все это попадает в объектив камеры абсолютно
в духе «нувель ваг».
ЗВЕЗДЫ
Stars
Режиссер Юрген Бётхер / Jürgen Böttcher
20 минут
1963
Чифус и его женская бригада работают на заводе электроламп в Берлине, никогда не
теряют остроумия, присутствия духа и полны надежд на будущее.
БОСИКОМ И БЕЗ ШЛЯПЫ
Barfuß und ohne Hut
Режиссер Юрген Бётхер / Jürgen Böttcher
26 минут
1964
Выразительный образец поэтической кинодокументалистики. Отпускной сезон на
балтийском берегу в Прерове… Свободная камера… Свободный дух 60-х…Свободный дух
автора.
Сеанс 2
ОЧЕВИДЕЦ
Der Augen Zeuge
Киножурнал, еженедельный выпуск №10 1975 года
10 минут
Восточные немцы особенно восприимчивы к дневнику Анны Франк. В Восточной
Германии его изучают, как труды Маркса.
ПРАЧКИ
Wäscherinnen
Режиссер Юрген Бётхер / Jürgen Böttcher
23 минуты
1972
Коллективный и сверх-индивидуальный портрет молодых женщин из одной прачечной,
их тяжелого труда и чувства полноты бытия.
ДЕВУШКИ ИЗ ВИТТШТОКА
Mädchen in Wittstock
Режиссер Фолькер Кёпп / Volker Koepp
18 минут
1975
Первый фильм виттштокских хроник будущего классика немецкого кино. Обычные
женщины с трикотажной фабрики в глазах режиссера теряют свою обыкновенность.
БЕСКРАЙНЕЕ ПОЛЕ
Das weite Feld
Режиссер Фолькер Кёпп / Volker Koepp
34 минуты
1976
В середине 70-х деревня Восточной Германии переживает времена перемен –
культурных и социальных.
Сеанс 3
ОЧЕВИДЕЦ
Der Augen Zeuge
Киножурнал, еженедельный выпуск № 51 1980 года
10 минут
Юбилей киножурнала – повод вспомнить его историю. За которой встает история ГДР.
РАЗ В НЕДЕЛЮ – КРИЧИ
Einmal in der Woche schrein
Режиссер Гюнтер Йордан / Günther Jordan
17 минут
1982-1989
Легко ли быть молодым? Конечно, если ты знаешь, что у тебя есть будущее. Именно
таково самоощущение совсем юных людей в Восточном Берлине в начале 80-х.
ГОРНЯКИ
Bergmänner
Режиссер Вернер Колерт / Werner Kohlert
19 минут
1986
Этот фильм сохранил частицу истории – приблизившись к ней на расстояние
вытянутой руки. Или удара.
Сеанс 4
СТОЛОВАЯ
Imbiß Spezial
Режиссер Томас Хайзе / Thomas Heise
1990
27 минут
Октябрь 1989 года. Обычный день в обычной закусочной в подземном переходе в
Восточном Берлине. Кажется, ничто не предвещает событий, которые последуют всего
через пару недель.
СТЕНА
Die Mauer
Режиссер Юрген Бётхер / Jürgen Böttcher
99 минут
1990
… «Мауэрспехте», «дятлы» – так их здесь называют – отколупывают кусочки Стены на
сувениры. Пешеходы снуют через проломы. Любопытные дети. Пограничники, «стражи
Стены», потерявшие работу за несколько часов. Туристы со всего мира,
наблюдающие, как крушится-крошится целая эпоха… Таким – суетливым, вовсе не
патетичным, напоминающим скорее абсурдный ночной кошмар – увидит зритель в этом
фильме падение великой Стены. И кажется, что вместе с ней пала германская
история – и проезжающий сквозь Бранденбургские Ворота кайзер Вильгельм, и
нацистские марши, и знаменитый, запечатленный на фото прыжок молодого
полицейского через начавшую строиться Стену – все это будто распадается на
фрагменты… Последние дни Железного занавеса представлены в этом фильме без
вербального комментария. Но с комментарием куда более содержательным и
заразительным – в виде картин Штравальде. Под таким псевдонимом работает
режиссер Бётхер как художник.
Сеанс 5
ПРОЩАЙ, ЗИМА
Winter adé
Режиссер Хельке Миссельвитц / Helke Misselwitz
116 минут
1988
Путешествие с севера на юг Германской Демократической Республики в последний год
ее существования. Ожидание перемен повсюду. Но особенно – в женских лицах.
Режиссер по душам беседует с девчонками-панками, фабричными работницами,
матерями, интеллектуалками…Она говорит с ними об их общей стране. И чувствуется:
они заодно, эти сильные, уверенные в себе женщины, много пережившие и много
работавшие. Готовые к любому повороту истории.
|
|