ГДР.DOC: ХРОНИКИ ИСЧЕЗНУВШЕЙ СТРАНЫ

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ КИНОЖУРНАЛОВ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ КИНОСТУДИИ DEFA (ГДР) / DEFA STUDIO FÜR WOCHENSCHAU UND DOKUMENTARFILME

Программа подготовлена при партнерстве Фонда DEFA / DEFA STIFTUNG и поддержке Немецкого культурного центра им. Гёте / Goethe-Institut

Куратор программы – режиссер-документалист Тамара Трампе / Tamara Trampe (Германия)

Мы жили одной историей. У нас были общие, казалось бы, цели. Наше «вчера» было подчинено великой идее. У нас общее «вчера». У СССР и ГДР.
Но Россия, как теперь выяснятся, так и застряла в этом вчера. Осталась в прошедшей истории и даже, судя по всему, собирается катиться еще дальше назад – уже за социалистический тоталитаризм, в феодализм. А Восточная Германия начала новую историю, сокрушила стены, шагнула в будущее.
Наши пути разошлись.
Мы решили представить зрителям «Артдокфеста» документальные фильмы, созданные на киностудии DEFA в Германской Демократической Республике, именно по этой причине: чтобы через фильмы немецких документалистов – и через лирически-авторские повествования и зарисовки, и через казенные киножурналы – непредвзято всмотреться в собственное прошлое. Прошлое, которое для нас во многом еще настоящее.

«Артдокфест»

ГДР: ПОДЛИННАЯ БИОГРАФИЯ
На фоне руин Берлина стекаются две демонстрации, два победных марша…
22 апреля 1946 из двух немецких рабочих партий – коммунистов и социал-демократов – формируется Социалистическая Единая Партия Германии. Пропагандистский киножурнал продемонстрировал единство со всей наглядностью – слиянием двух процессий. Разумеется, это была инсценировка.
Но Партия, чья идеология определит жизнь в ГДР, – реальность. В 1961-м эта партия закроет страну и отгородит ее стеной от остального мира. Эта партия и тайная полиция собирались навязать людям ГДР биографию. Но на сей раз инсценировка не удалась...
Представленные в программе документальные фильмы студии DEFA показывают подлинную жизнь людей, настоящую биографию восточных немцев. Над чем они смеялись, в чем находили силы, о чем мечтали. И сквозь все это – страсть к самостоятельно избранной и самостоятельно определенной жизни.
Для этой программы я выбрала фильмы, авторы которых, вопреки постоянному контролю и с риском жесткой партийной оценки, говорили на собственном киноязыке, были по-настоящему близки – и бережны – к своим героям и определенно пользовались их доверием. Чего, казалось бы, не могло быть в закрытом, наглухо идеологизированном обществе. А было.
Если Вы, дорогие зрители, эти фильмы посмотрите, то увидите в их подтексте, между кадрами, между словами героев, причины, которые привели к крушению той страны. Но система рухнула, а люди – нет. И это тоже понятно из фильмов программы.
Они для этого и делались – как свидетельство времени и портрет вочеловеченной эпохи. Как кино-документы, кино-удостоверения личности.

Тамара Трампе

Сеанс 1

ОБЪЕДИНЕНИЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИЙ
Einheit SPD-KPD
Режиссер Курт Метциг / Kurt Maetzig
19 минут
1946

Информационно-пропагандистский киножурнал.

ОЧЕВИДЕЦ
Der Augen Zeuge
Киножурнал, выпуск за недели 41-49 1949 года
15 минут

Социалистический мир един, и интернационализм крепнет, о чем свидетельствуют репортажи из бассейна в Будапеште, наконец-то ставшего доступным простым людям, из астраханской степи и с полей земли Бранденбург, где идет битва за урожай.

КОГДА Я ПОЙДУ В ШКОЛУ…
Wenn ich erst zur Schule geh
Режиссер Винфрид Юнге / Winfried Junge
13 минут
1961

Они обычные дети из провинциального Гольцова. Но их ждет большая перемена – им скоро в школу. От этой мысли замирает сердце, горят глаза, строятся невероятные планы и питаются большие надежды. И все это попадает в объектив камеры абсолютно в духе «нувель ваг».

ЗВЕЗДЫ
Stars
Режиссер Юрген Бётхер / Jürgen Böttcher
20 минут
1963

Чифус и его женская бригада работают на заводе электроламп в Берлине, никогда не теряют остроумия, присутствия духа и полны надежд на будущее.

БОСИКОМ И БЕЗ ШЛЯПЫ
Barfuß und ohne Hut
Режиссер Юрген Бётхер / Jürgen Böttcher
26 минут
1964

Выразительный образец поэтической кинодокументалистики. Отпускной сезон на балтийском берегу в Прерове… Свободная камера… Свободный дух 60-х…Свободный дух автора.

Сеанс 2

ОЧЕВИДЕЦ
Der Augen Zeuge
Киножурнал, еженедельный выпуск №10 1975 года
10 минут

Восточные немцы особенно восприимчивы к дневнику Анны Франк. В Восточной Германии его изучают, как труды Маркса.

ПРАЧКИ
Wäscherinnen

Режиссер Юрген Бётхер / Jürgen Böttcher
23 минуты
1972

Коллективный и сверх-индивидуальный портрет молодых женщин из одной прачечной, их тяжелого труда и чувства полноты бытия.

ДЕВУШКИ ИЗ ВИТТШТОКА
Mädchen in Wittstock
Режиссер Фолькер Кёпп / Volker Koepp
18 минут
1975

Первый фильм виттштокских хроник будущего классика немецкого кино. Обычные женщины с трикотажной фабрики в глазах режиссера теряют свою обыкновенность.

БЕСКРАЙНЕЕ ПОЛЕ
Das weite Feld
Режиссер Фолькер Кёпп / Volker Koepp
34 минуты
1976

В середине 70-х деревня Восточной Германии переживает времена перемен – культурных и социальных.

Сеанс 3

ОЧЕВИДЕЦ
Der Augen Zeuge
Киножурнал, еженедельный выпуск № 51 1980 года
10 минут

Юбилей киножурнала – повод вспомнить его историю. За которой встает история ГДР.

РАЗ В НЕДЕЛЮ – КРИЧИ
Einmal in der Woche schrein
Режиссер Гюнтер Йордан / Günther Jordan
17 минут
1982-1989

Легко ли быть молодым? Конечно, если ты знаешь, что у тебя есть будущее. Именно таково самоощущение совсем юных людей в Восточном Берлине в начале 80-х.

ГОРНЯКИ
Bergmänner
Режиссер Вернер Колерт / Werner Kohlert
19 минут
1986

Этот фильм сохранил частицу истории – приблизившись к ней на расстояние вытянутой руки. Или удара.

Сеанс 4

СТОЛОВАЯ
Imbiß Spezial
Режиссер Томас Хайзе / Thomas Heise
1990
27 минут

Октябрь 1989 года. Обычный день в обычной закусочной в подземном переходе в Восточном Берлине. Кажется, ничто не предвещает событий, которые последуют всего через пару недель.

СТЕНА
Die Mauer
Режиссер Юрген Бётхер / Jürgen Böttcher
99 минут
1990

… «Мауэрспехте», «дятлы» – так их здесь называют – отколупывают кусочки Стены на сувениры. Пешеходы снуют через проломы. Любопытные дети. Пограничники, «стражи Стены», потерявшие работу за несколько часов. Туристы со всего мира, наблюдающие, как крушится-крошится целая эпоха… Таким – суетливым, вовсе не патетичным, напоминающим скорее абсурдный ночной кошмар – увидит зритель в этом фильме падение великой Стены. И кажется, что вместе с ней пала германская история – и проезжающий сквозь Бранденбургские Ворота кайзер Вильгельм, и нацистские марши, и знаменитый, запечатленный на фото прыжок молодого полицейского через начавшую строиться Стену – все это будто распадается на фрагменты… Последние дни Железного занавеса представлены в этом фильме без вербального комментария. Но с комментарием куда более содержательным и заразительным – в виде картин Штравальде. Под таким псевдонимом работает режиссер Бётхер как художник.

Сеанс 5

ПРОЩАЙ, ЗИМА
Winter adé
Режиссер Хельке Миссельвитц / Helke Misselwitz
116 минут
1988

Путешествие с севера на юг Германской Демократической Республики в последний год ее существования. Ожидание перемен повсюду. Но особенно – в женских лицах. Режиссер по душам беседует с девчонками-панками, фабричными работницами, матерями, интеллектуалками…Она говорит с ними об их общей стране. И чувствуется: они заодно, эти сильные, уверенные в себе женщины, много пережившие и много работавшие. Готовые к любому повороту истории.