•       2007
  •       2008
  •       2009
  •       2010
  •       2011

ПОБЕДИТЕЛИ АРТДОКФЕСТ 2010

Юлия Панасенко - победитель гран-при Артдокфест 2010
Юлия Панасенко - победитель гран-при Артдокфест 2010

ГРАН-ПРИ АРТДОКФЕСТ 2010:
Outro

 

 
АРТДОКФЕСТ 2010: Лучший короткометражный фильм Трамвайный проспект

 


АРТДОКФЕСТ 2010: Лучший полнометражный фильм Танкоград

 

ЖЮРИ АРТДОКФЕСТ 2010

жюри артдокфест 2010

Сергей Соловьёв
Иосиф Бакштейн
Наталья Синдеева

КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

День шахтера
Розовое такси
Мой отец Евгений
Трамвайный проспект
Танкоград
Хлеб для птицы
Дядя Вова
Зимник. Край лютых
army dreams
Территориялюбви
Клюквенный остров
Плотогоны
Марш Энтузиастов
Прiма
Завея
Зимовка
Мама умерла в субботу на кухне
Фрагменты интимной жизни Натальи Расстригиной
Цирк
Водочная фабрика
Outro

ПРОГРАММА "СРЕДА"

Конкуренты – вундеркинды России 2
Олег Табаков. Отражение
Мигрантка
Мир Валентины Васильевны
Виктор Астафьев. Веселый солдат
Игра
ЕвГений
Тихий океан
Cашка и его вышка
Синее небо, черный хлеб
Полярник
2 в 1
Мамонов
Хьюзоффка. Письмо из дикого поля
На краю России
Наркотик
Парень как парень
Огненная труба или 150 дней из жизни каскадера
Алё, гараж!
Футбол СССР-ФРГ 1955 – Евгений Евтушенко
Светлый путь
Координаты утопии
Болото
Ночь предопределения
Поиски ваххабитов в горах Дагестана
О весне
Доброволец
АЗ (Анатолий Зверев)
Телки, метелки и медные трубы
Мисс Робинзон
Ждем, надеемся, не верим
Монолог
На Кавказе цветут фиалки

ВНЕКОНКУРСНЫЕ ПРОГРАММЫ

От А до А
Откровенно.fr
Околонулей
Фильмы специального гостя «Артдокфеста-2010» Томаса Бальмеса (Франция)
Ящик
Фильм открытия «Артдокфеста»-2010
Специальные показы «Артдокфеста»


ЖЮРИ АРТДОКФЕСТ 2010

Сергей Александрович Соловьёв (25 августа 1944, Кемь) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер, народный артист России (1993).

Сергей Соловьёв родился 25 августа 1944 года, в городе Кемь Карело-Финской ССР. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская М. Ромма и А. Столпера). В 1969 году начал работать на «Мосфильме», дебютировав как режиссёр в том же году двумя новеллами по рассказам Чехова в киноальманахе «Семейное счастье». Всего снял 18 фильмов.
В 1987 году снял фильм «Асса». Картина стала одним из основных событий в культурной жизни СССР времен Перестройки, и началом трилогии, продолженной фильмами «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989) и «Дом под звёздным небом». «Асса» стала «культовым» для советского рок-движения, благодаря использованию в звуковой дорожке композиций групп «Аквариум», «Кино», «Браво» и участию в фильме Виктора Цоя.
Сергей Соловьёв преподаёт во ВГИКе на режиссёрском факультете.
Народный артист России (1993)
Член жюри Венецианского кинофестиваля в 1981 и 1987 годах.

Фильмография
• 1969 — Семейное счастье (новеллы «От нечего делать» и «Предложение»).
• 1971 — Егор Булычов и другие
• 1972 — Станционный смотритель
• 1975 — Сто дней после детства
• 1976 — Мелодии белой ночи
• 1980 — Спасатель
• 1982 — Наследница по прямой
• 1982 — Избранные
• 1986 — Чужая Белая и Рябой
• 1987 — Асса
• 1989 — Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви
• 1991 — Дом под звёздным небом
• 1994 — Три сестры
• 2000 — Нежный возраст
• 2004 — О любви
• 2007 — Анна Каренина
• 2007 — 2-Асса-2, или вторая смерть Анны Карениной
• 2010 — Одноклассники

Награды
• 1975 Сто дней после детства — «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру, Берлинский кинофестиваль; Государственная премия СССР
• 1980 Спасатель — Special Jury Citation, Венецианский кинофестиваль
• Станционный смотритель — Гран-при Венецианского фестиваля
• 1986 Чужая Белая и Рябой — Специальный приз жюри, Венецианский кинофестиваль
• 1983 Наследница по прямой — Золотая медаль, Кинофестиваль детских фильмов в Салерно, Италия
• «Асса» — Специальный приз жюри на МКФ в Сан-Себастьяне
• 2009 — На Ереванском международном кинофестивале «Золотой абрикос» был удостоен специальной премии «мастер своего дела»


Иосиф Маркович Бакштейн - искусствовед, художественный критик, куратор. Директор Института проблем современного искусства.

1968 год — окончил Московский институт электронного машиностроения, факультет автоматики и вычислительной техники.
1985 год — защитил диссертацию в Институте социологии. Кандидат философских наук.
С 1995 года — член АИС.
С 1991 года — ведущий научный сотрудник Института культурологии Российской Академии наук.
С 1991 года — директор Института проблем современного искусства (Москва).
С 2001 года — заместитель генерального директора ГМВЦ РОСИЗО.
С 2003 года — заведующий Сектором современной художественной культуры Российского Института культурологии.

Основные кураторские проекты
• 2002 год — Video-Zone (сокуратор), Биеннале видеоарта, Тель-Авив, Израиль
• 2002 год — Сергей Братков. Комиссар/куратор российской экспозиции на 25-й Биеннале в Сан-Паулу, Бразилия
• 2002 год — Мона Хатум, «Мера дистанции», ЦДХ, Москва, Россия
• 2000 год — Inverse Perspectives (D. Almond, S. Bratvov, A. Bule, K. Geers, L. Gorlova, T. Hunter, A. Keskula, V. Komar, A. Melamid, R. Meel, St. Laurent, E. Rakauskaite, E-L. Semper, A-S. Siden, J. Vinitsky), Художественный центр Edsvik, Стокгольм, Швеция
• 1999 год — Комар&Меламид, Collaboration with Animals, Российский павильон на 48-й Венецианской биеннале, Италия
• 1995 год — «Антигерои». Ноэль Хардинг (Канада). ЦДХ, Москва
• 1995 год — «Частный взгляд на войну». Музей «Дома на набережной», Москва
• 1994 год — «Новое в некрореализме». Евгений Юфит. Профсоюзная, 100, Москва
• 1994 год — «20 лет Бульдозерной выставке». Профсоюзная, 100, Москва
• 1993 год — Stalin’s Choice: Soviet Socialist Realism 1932—1956 («Выбор Сталина: советский соцреализм 1932—1956»; совместно с Аланой Хейсс), PS1, Нью-Йорк, СШA
• 1993 год — «Монументы: трансформация для будущего». ИСИ, ICI, ЦДХ, Москва
• 1992 год — «Сердца четырех». ЦДСА, Москва
• 1992 год — Выставка в Бутырской тюрьме, Москва
• 1991 год — «Prospects of Conceptualism» («Перспективы концептуализма»), PS1 — Clocktower, Нью-Йорк, США
• 1991 год — «Оптика взгляда». Мария Серебрякова и Ида Аппельбрук. Пересветов пер., Москва
• 1991 год — «Посещение». Пересветов пер., Москва
• 1990 год — «Prospects of Conceptualism». Art Gallery of the University of Hawaii, Гонолулу, США
• 1990 год — «ИСKUNSTВO» — III. Стокгольм, Швеция
• 1990 год — Kwon Soo Park. Персональная выставка. Профсоюзная, 100, Москва
• 1990 год — «Особенные истории». Андрей Монастырский и Конрад Аткинсон. Пересветов пер., Москва
• 1990 год — «Between Spring and Summer: Soviet Conceptual Art in the Era of Late Communism». Tacoma Art Museum, Tacoma; ICA, Boston; Des Moines Art Center, Des Moines, США
• 1990 год — «Шизокитай». Строительный павильон на Фрунзенской набережной, Москва
• 1989 год — «ИСКUNSTВO» — II. DAAD-КЛАВА. Строительный павильон на Фрунзенской набережной, Москва
• 1989 год — «Дорогое искусство». Дворец молодежи, Москва
• 1989 год — «Исследование документации». «Каширка», Москва
• 1989 год — «Перспективы концептуализма». Пересветов пер., Москва
• 1988 год — «ИСKUNSTВO» — I. DAAD-КЛАВА. Берлин, Германия
• 1988 год — «Баня» (выставка-акция). Клуб Авангардистов. Мужское отделение Сандуновских бань, Москва
• 1988 год — Вторая выставка Клуба Авангардистов. Пересветов пер., Москва
• 1987 год — «Пароход» (акция), Москва
• 1988 год — Первая выставка Клуба Авангардистов. Пересветов пер., Москва

Иосиф Бакштейн – это почти что синоним современного искусства в России. В 1988 году он организовал первую выставку Клуба авангардистов. И с тех пор Бакштейн – куратор многих значительных и иногда даже скандальных проектов. Например, он провел выставку в Бутырской тюрьме. Осужденные красили зеленые стены Бутырки в белый цвет, чтобы было как в настоящем выставочном зале. Бакштейн контролировал процесс и в обед ел баланду. Позже он организовал Первую и Вторую Московские биеннале современного искусства. Бакштейн работает в основном в Москве, а живет вместе с женой и сыном в Лондоне. Играет в пьесе Петрушевской «Гигиена», в постановке Федора Павлова-Андреевича, мечтает сняться в кино, хотя бы и в эпизодической роли, но пока много снимается в популярных передачах об искусстве. Всюду, где бы ни путешествовал, старается отыскать китайский ресторан. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.


Наталья Синдеева (род. 11 июня 1971 года, Мичуринск, Тамбовская область, РСФСР) — издатель, основательница и владелец радиостанции «Серебряный дождь» и телекомпании «Дождь. Optimistic Chanell». Утверждает на сайте Slon.ru (ресурса, совладельцем которого является), что «любит кофе с лимоном, антикварные салоны, автомобили Gelandewagen и Патриаршие пруды».

Биография
Родилась 11 июня 1971 года в городе Мичуринске Тамбовской области.
Образование
Педагогический институт (преподаватель младших классов и математики).
Карьера
С 1993 года продюсер программы «Тысяча и одна ночь» (телеканал 2х2).
С 1995 года — генеральный продюсер радиостанции «Серебряный дождь».
С 2002 по 2009 годы — коммерческий директор радиостанции.
Награды
Лауреат премии «Медиаменеджер России» 2004 года в номинации «Радио».

Один из создателей «Серебряного дождя» Наталья Синдеева с детства считала, что человек должен многое уметь и многим заниматься. И подтвердила это своей карьерой. Переехав в Москву из Мичуринска, она работала над ночным шоу в бассейне «Чайка», продолжила на телеканале «2х2» продюсером программы «Тысяча и одна ночь» и, наконец, пришла на радио. В прошлом Синдеева – совладелец, генеральный продюсер и коммерческий директор радиостанции «Серебряный дождь». Говорит, что построила эту станцию для богатых и умных, а не для молодых и ленивых. «Серебряный дождь» первой из радиостанций начала круглосуточно вещать в интернете, делать прямые стереотрансляции с концертов и отказалась от диджеев ради музыки нон-стоп. Сегодня Наталья Синдеева — генеральный директор телеканала «Дождь.Optimistic Chanell». Лауреат премии «Медиаменеджер России – 2004», входит в список самых красивых людей Москвы. Любит кофе с лимоном, антикварные салоны, автомобили Gelandewagen и Патриаршие пруды. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.


КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

Army Dreams

ВГИК, мастерская Б. Караджева и Е. Резникова
Автор сценария и режиссер: Евгения Монтанья Ибаньес.
Режиссер: Евгения Монтанья Ибаньес
Оператор: Евгения Опельянц
20 минут

Чарлидеры ЦСКА – первая профессиональная команда чарлидеров России. Самые сексапильные девушки, мини-юбки, танцы, аплодисменты, поклонники, восхищенные взгляды трибун. Ира хочет стать одной из них и второй год ходит на все тренировки. Сможет ли она наконец войти в элитарное девичье сообщество или так и останется Ирой-«живой уголок»?

Outro



Киностудия «VEDA»
Автор сценария, режиссер, продюсер, оператор: Юлия Панасенко
50 минут

До встречи с матерью – две недели. До смерти – месяц. Но первое ей кажется намного страшнее.
«Outro» в музыке значит завершение произведения, выход, знак конца.

«День шахтера»

«Вертов. Реальное кино»
Автор сценария, режиссер, оператор: Андрей Грязев
Продюсер: Наталья Манская
56 минут

История об одной семье, которая живет в поселке-призраке. 15 лет назад здесь была работа и счастливая жизнь. После закрытия шахты остались только старые бараки, горы переработанной земли и ненужные люди, потерявшие смысл жизни. Возможно ли выжить в таких условиях и не опуститься еще ниже, когда стираются все нравственные границы? Разрушены ли надежды этих людей на счастье? И находится ли место в безнадежной реальности празднику, мечте и любви?

«Дядя Вова»



Высшая школа журналистики Государственного университета – Высшей школы экономики, мастерская М. Разбежкиной
Режиссер, оператор, продюсер: Ксения Елян
31 минута

Дядя Вова – что-то вроде массовика затейника – например, он играет на разных музинструментах для больных детей в больнице. Но не только: он многое успевает. И заглянуть в бар, и в церковь зайти, и навестить старушку-мать, и повздорить, а потом и помириться с женой. Из онкоцентра в кабак, из кабака на клирос. То, что обычно вызывает сочувствие к человеческой слабости, здесь – дружескую улыбку. Дядя Вова…его нельзя не любить. С ним хочется выпить.

«Завея»



Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения
Автор сценария и режиссер: Ксения Охапкина
Продюсер: Александр Гутман
Оператор: Александра Латышева
15 минут

Глухая, покинутая, заметённая снегом белорусская деревня Лютня. Последняя жительница этой деревни Валентина Кирилловна Шпакова встречает Новый Год. И компанию ей составляет только один человек – Президент Белоруссии Александр Григорьевич Лукашенко на экране телевизора.

«Зимник. Край лютых»



ВГИК, мастерская В. Мана и М. Бабак
Автор сценария и режиссер: Николай Евстигнеев. Оператор: Антон Афронов 52 минуты
Зимник – временная дорога, образованная при застывании реки. Но для героев фильма, здешних жителей, сильных и упорных мужчин – дорога длиною в жизнь.

«Зимовка»

Киностудия «Сирин»
Автор сценария, режиссер, оператор: Ольга Стефанова
Продюсер: Игорь Гелейн
84 минуты

Российская полярная станция в Антарктиде. Два-три щитовых домика на сваях, две-три тропинки между ними. Пятнадцать полярников. И кругом только снег, снег, снег… От рутины от экстрима – один шаг по белизне.

«Клюквенный остров»



ИП А. К. Разлогова,
Автор сценария, режиссер и оператор: Елена Демидова
Продюсер: Анастасия Разлогова 65 минут

Эта семья уехала из города в деревню, потому что глава ее – типичный русский Мюнхгаузен. Мечтатель и бессребреник. У себя во дворе он строит ветряной двигатель и поднимает ульи с пчелами на крышу, потому что в природе пчелы живут в дуплах деревьев… Жена то спорит, то соглашается, занимается детьми и хозяйством и уверяет, что живет в раю. А иногда она играет на пианино – с закрытыми глазами. Деревня вокруг стоит пустая – почти все жители разъехались в города или умерли, и герои живут, как на острове. А их дети чистят канализацию, учат английский и немецкий и… взрослеют.

«Мама умерла в субботу на кухне» (Украина, русскоязычная версия)



«Гармата-Фильм»
Автор сценария и режиссер: Максим Васянович
Продюсер: Ия Мыслицкая
Операторы: Стефан Стеценко, Вадим Ильков, Андрей Лисецкий
52 минуты

Мы становимся взрослыми, когда перестаем осуждать родителей. «Мама умерла…» – явно фильм взросления. Режиссер сделал его о своем отце и говорит об обоих так: «Это фильм о моем отце. Он хотел стать великим дирижером. А стал просто хорошим человеком».

«Марш энтузиастов»

Кинокомпании «Эллипс» и «Сиасар Джагантиги Курош»
Автор сценария и режиссер: Андрей Райкин.
Продюсеры: Андрей Райкин, Евгения Озерова
Оператор: Аркадий Захаров
47 минут

Маленький степной городок в Поволжье. Старые деревянные дома в центре, догнивающие хрущевки по окраинам. Провинциальной скуке и безысходности противостоят два человека – православный священник и регент хора, она же преподаватель воскресной школы. Ситуация могла бы показаться обычной, если бы не одно обстоятельство. Священник – француз, бывший католический монах, перешедший в православие. Регент – англичанка, филолог, в прошлом протестантка. Они влюблены в Россию и считают, что именно здесь нашли свое место на Земле.

Мой отец Евгений (США)

AZ Films (США), Inspiration Films (Украина)
Автор сценария и режиссер: Андрей Загданский
Режиссер: Андрей Загданский
Оператор: Владимир Гуевский
Продюсеры: Глеб Синявский, Андрей Загданский, Светлана Зиновьева
77 минут

С 1961 года по 1979 Евгений Загданский был главным редактором студии «Киевнаучфильм». С 1981 по 1992 Андрей Загданский работал режиссером на той же студии. В 1992 Андрей с семьей уехал в Нью-Йорк. Евгений остался в Киеве. Рассказ сына о жизни отца и письма отца сыну составляют основу этого документального эссе. А также – портрета человека эпохи и авторского автопортрета.

«Плотогоны»

ExStaSis Pictures, Кирилл Макаренков
Автор сценария, режиссер и продюсер: Кирилл Макаренков
Оператор: Алексей Горбатов
109 минут

Три главных героя фильма – люди разных поколений и судеб, которых объединяет одно: главное в их жизни – работа. И даже больше: работа – их жизнь. В восьмистах километрах от Москвы, на севере Костромской области лесорубы валят лес. Он будет увязан в 36 огромных сплавок и, когда в апреле вскроется река, его можно будет спускать по течению. Но и тогда найдется время для удивительных историй о морских походах в Африку, костромских бобрах и русском космосе… Для юмора и жалоб на жестокость российской судьбины.

«Прiма»



Кинокомпания «Атлантик»
Автор сценария и режиссер: Георгий Параджанов.
Продюсер: Екатерина Филиппова
Оператор: Владимир Пика
42 минуты

Повествование о жизни самодеятельной украинской художницы Марии Примаченко от лица самой «великой старухи». Биография эпохи через призму ее удивительной судьбы. Талант и бескрайняя художническая фантазия. Работы Примаченко – ее личный способ придумать и увидеть огромный мир, не покидая пределов маленького села, где прошла вся ее жизнь.

«Розовое такси» (Германия)



Flying Moon Filmproduktion GmbH
Автор сценария и режиссер: Ули Гаульке
Режиссер: Ули Гаульке
Продюсер: Хельге Альберс
Оператор: Аксель Шнеппат
80 минут

Марина, Алла и Виктория в своих розовых такси уверенно развозят по ночной Москве исключительно женского пола пассажиров, всегда включая в свой сервис веселые и открытые беседы о карьере, косметике и мужчинах. В этих такси ездят не только шоферши с пассажирками – в них будто передвигается вся Россия, потому что в розовых салонах сталкиваются различные жизненные модели, которые всегда всесторонне обсуждаются – иногда сквозь смех, иногда сквозь слёзы.

«Танкоград» (Дания)

Barok Film A/S
Автор сценария и режиссер: Борис Бертрам
Продюсер: Сара Штокман, Лизе Закструп
Операторы: Эмиль Ноэль, Борис Бертрам, Магнус Йонк Норденхоф
58 минут

Танкоград – неофициальное название Челябинска, уральского мегаполиса, некогда режимного города, столицы советского милитаризма, цитадели «оборонки». Одного из самых экологически неблагополучных мест на планете. И единственного населенного… «Прозвище» явно получено городом из-за его могучего, хмурого и в чем-то воинственного облика. И все это есть и здешней атмосфере. В которой полной жизнью живут молодые люди, участники самодеятельного коллектива современного (и даже очень современного) танца.

«Территориялюбви»



«Сибирская Студия независимого кино»
Автор сценария, режиссер, оператор: Александр Кузнецов
Продюсер: Николай Бем
64 минут

Фильм рассказывает о гастрольной поездке вокально-инструментального ансамбля "Иные" Тинского психо-неврологического интерната (Красноярский край) по родному краю. Закрытый мир интерната, оказывается, полон радости, творчества и любви.

«Трамвайный проспект»



София Гевейлер, ВГИК – Мастерская С. Мирошниченко
Режиссер и автор сценария: София Гевейлер
Оператор: Иван Голубков
37 минут

В Петербурге на Трамвайном проспекте, по которому, на самом деле, никогда не ходили трамваи, расположен приют для несовершеннолетних мам: еще девочки, воспитанницы детских домов, которые почти не помнят своих матерей, теперь должны стать настоящими мамами для собственных детей…

«Фрагменты интимной жизни Натальи Расстригиной»



Автор сценария, режиссер, оператор и продюсер: Александр Белобоков
25 минут

Из серии «История России в частных хрониках». Документальная ироническая фантазия-притча. Фотоанимация. Биография некогда любимой женщины, увиденная глазами некогда любимого ею мужчины. А эпиграфом к этому мультижанровому и отважно-новаторскому визуальному произведению вполне могло бы стать четверостишие И. Губермана:
«На дворе стоит эпоха,
А в углу стоит кровать.
И когда мне с бабой плохо,
На эпоху мне плевать»

«Хлеб для птицы»

Санкт-Петербургская студия документальных фильмов
Автор сценария и режиссер: Александра Стреляная
Продюсер: Алексей Тельнов
Оператор: Александр Демьяненко
26 минут

Осенью многое слышится в опустевшей деревне… Чего и не выразишь обычным документальным фильмом. А вот смесью игрового кино, старой кинохроники и «визуальной антропологии» с восстановлением старого обряда – можно попытаться.

«Цирк» (Великобритания-Россия)



National Film and Television School, ВГИК
Режиссер, автор сценария и оператор: Дэвид Роунсфелл Кэйрнс (Великобритания)
Продюсер Джемма Джапп
23 минуты

Алексей очень серьезно относится к смешному. Смех – его будущая профессия, он ведь учится в цирковом училище на клоуна. И совсем не думает о том, как изменилась роль цирка за последние десятилетия. Зато об этом с печалью думают его преподаватели – они-то помнят лучшие времена «советского цирка».


ПРОГРАММА СРЕДА

«2 в 1»



Режиссер: Светлана Сигалаева
28 минут

В России милиция, как известно, разгоняет гей-парады. Кто бы мог подумать, что среди разгоняющих есть «тайные сочувствующие»…

«АЗ (Анатолий Зверев)»



Режиссеры: Александ Долгин, Ираида Юсупова
11 минут

Биография легенды второго русского авангарда Анатолия Зверева, рассказанная с помощью анимации и компьютерной графики.

«Алё, гараж!»



Режиссер: Анжела Абзалова
38 минут

Рабочий класс современной России не гегемон и не движущая сила общества. Делая выбор между борьбой за свои права и рабочим местом, большинство предпочитает последнее, выплескивая свое негодование на кухне и в курилках. Бороться с системой – удел одиночек. Этот фильм о них отважно, выступивших против сырьевых гигантов, «Лукойла» и «Сургутнефтегаза».

«Болото»



Режиссер: Ирина Васильева
44 минуты

Жанр фильма – забытая со времен Салтыкова-Щедрина патриотическая сатира. Как известно, за последнее 20 лет в России изменилось многое, а за поледние 300 лет – ничего. Особенности российской ментальности в портрете сегодняшнего Ивана Сусанина, который летом водит экскурсию по костромским лесам, а зимой работает егерем.

«Виктор Астафьев. Веселый солдат»

Режиссер: Андрей Зайцев
42 минуты

Это фильм о Великой Отечественной, какой ее видел и знал великий русский писатель Виктор Астафьев. В его основе – редкая запись, сделанная за два года до его смерти. В ней он, не стесняясь в выражениях, рассказывает горькую и страшную правду про войну, которую прошел простым солдатом.

«ЕвГений»



Режиссер: Ирина Ланина
41 минута

Фильм-портрет молодого творца в широком смысле слова – его интересуют разные направления творчества.

«Ждем, надеемся, не верим»



Режиссер: Михаил Павлов
78 минут

Автор на протяжение нескольких лет вел кинонаблюдение за жителями из двух соседних деревень в Липецкой области. Один из них, дядя Ваня – поэт, местный Кулибин, мастерящий … звездолет, с женой, ради него бросившей серьезную работу в городском НИИ. Второй – дядя Коля, брел по жизни в спиртовом угаре, но однажды, испытав потрясение, выбирается на трезвый большак… Автор же сроднился со своими героями и смотрит на них уже не со стороны. Даже больше: вместе с ними ищет ответы на извечные российские вопросы.

«Доброволец»



United Film Company
Режиссер: Ольга Короткая
32 минуты

История человека, который в Великую Отечественную воевал в двух враждующих армиях и отсидел концлагерях двух режимов – нацистском и советском.

«Игра»



Режиссер: Владимир Головнев
26 минут

Фильм-наблюдение за поведением спортивных фанатов, размышление о месте и роли Игры в жизни человека. Вообще, но особенно русского.

«Конкуренты: Вундеркинды России 2» / The Competitors – Russia’s Wonderchildren 2

Режиссер: Ирена Лангеманн
98 минут

Продолжение вышедшего в 2000-м году фильма Лангеманн «Вундеркинды России» о четырех одаренных учениках Центральной Музыкальной Школы при Московской консерватории. Все героев четверо героев – Елена, Ирина, Дмитрий и Никита – остались верны музыке. Но тем не менее все они переживают драму бывших вундеркиндов: когда они были детьми, публику поражал контраст между трогательным детским обликом и виртуозной игрой, сегодня же все решает филигранное исполнение, награды на конкурсах и, конечно, везение. Становление личности музыканта подвергается давлению беспощадной конкуренции.

«Координаты утопии»



Режиссер: Федор Кудряшов
53 минуты

Фильм рассказывает о мифах, связанных с Северным полюсом. О тех фантастических проектах, которые разрабатывали люди, одержимые полярной идеей. Это не история покорения Полюса, скорее – история представлений о нем.

«Мамонов»



Режиссер: Григорий Рябушев
20 минут

От автора: «Петр Мамонов – гений, один из тех, кто формировал мое сознание, человек, чье имя для меня знак того непримиримого положения, которое должен занимать художник в культурном и социальном смыслах. Совершенно неожиданно я оказался очень близко и обрел друга, которого, кажется, понял. Этим другом оказался Илья, сын Мамонова. Когда я предложил Илье снять про него фильм, он сразу меня предупредил, что если я хочу таким образом выйти на его отца, то у меня ничего не получится».

«Мигрантка»



Режиссер: Надежда Леонтьева
25 минут

Похоронив за один год сына, мать и мужа, Людмила Ивановна решила уехать из родного поселка на Украине. И стала бродячим музыкантом – чтобы победить горе и одиночество. Уже несколько лет она нелегально живет в Москве и считает, что наконец-то нашла свое призвание.

«Мисс Робинзон» (Эстония)

Режиссер: Алена Суржикова
28 минут

История современной Золушки, которая ищет суженого, сначала в тюрьме, а потом и в Турции.

«Миры Валентины Васильевны»

Режиссер: Ксандра Колесник
34 минуты

У семидесятилетней Валентины Васильевны муж-алкоголик и психически больной сын. А сама она девятнадцатый год служит социальным работником в спальном районе Москвы. Проявлять стойкость в этих трудных делах – домашней жизни и обслуживании пожилых людей и инвалидов – ей помогает вера в Иисуса Христа, Иосифа Сталина и Царя-мученика.

«Монолог»

Режиссер: Павел Медведев
26 минут

Ежегодно осенью в России проходит съезд самой массовой политической партии страны. На съезд приезжают лучшие люди огромной державы.

«На Кавказе цветут фиалки»



Режиссер: Александр Авилов
26 минут

Фильм о русской общине духоборцев, которая живет в селе Гореловка в Грузии с XIX века. Немногие оставшиеся в Гореловке члены общины проведут по своему закрытому миру обрядов, молений и псалмов.

«На краю России» (Польша)



Режиссер Михал Марчак
72 минуты

Девятнадцатилетний призывник Алексей откомандирован в отдаленную от цивилизации северную пограничную часть. Это одна из немногих пограничных застав, охраняющих огромные территории Российского государства у Северного Ледовитого океана. На посту служат ещё пятеро солдат – немолодых контрактников. У каждого своя история и своя тайна, которая заставила их скрыться от реального мира в этой заснеженной ирреальности. Но все же постепенно сослуживцы начинают открываться друг другу. А как еще нести абсурдную службу на заваленной снегом северной границе в сотнях километров от ближайшего дерева?

«Наркотик»



Режиссер: Владимир Дашук
Продюсер: Александр Славин
59 минут

Что так притягивает в подводном мире? Почему некоторых из нас так влечет туда, где невозможно дышать? И почему даже там человека охватывает неодолимое желание – выстрелить …
«Стрелять», «дышать» и … «умирать» – названия трех частей этого фильма, снятого на тихих белорусских озерах и в океане. Попав в водный мир, многие «подсаживаются» на него, как на наркотик, и без погружения уже не могут. Но он может и убить – как любой наркотик… Потому что в жизни всему есть цена.

«Ночь предопределения»



Режиссер: Владимир Бойко
10 минут

Питерский юноша не отпускает свою девушку в мечеть на Ночь Предопределения, когда мусульмане загадывают желания. Хотя, похоже, оба не хотят, чтобы их желание исполнилось…

«О весне»

Режиссер: Юлия Буракова
12 минут

Этюд на тему уходящего. Фильм о привычке вглядываться в простые вещи, о привычке замечать то, что заметным не назовешь. Попытка посмотреть на современную Москву глазами человека уже прошлого, ХХ века.

«Огненная труба, или 150 дней из жизни каскадера»



Режиссер: Марина Дружинина
26 минут

Портрет 60-летнего каскадера из Ростова-на-Дону.

«Олег Табаков. Отражение»



Режиссер: Кирилл Серебренников
52 минуты

Откровенный разговор с художественным руководителем МХАТа Олегом Табаковым о старом «Современнике», об Олеге ЕФремове и… о гражданской позиции.

«Парень как парень»



Режиссер: Евгений Артемьев
22 минуты

В 16 лет все происходит впервые. Жизнь кажется бесконечно долгой и счастливой. 16 лет – это новизна ощущений и море иллюзий. Два подростка знакомятся в интернете и встречаются в Москве, чтобы вместе отпраздновать Новый Год. Они одного пола, вот что делает ситуацию не совсем обычной. Хотя это и не значит, что ненормальной.

«Поиски ваххабитов в горах Дагестана»



Режиссер: Тофик Шахвердиев
52 минут

«Дагестан» в переводе на русский – «страна гор». И почти на каждой горе – свой народ, со своим языком и традициями. Этих народов не менее 30. Но они схожи и объединены в Республику. Сегодня Дагестан – это горячая точка, где каждый день кого-то убивают и что-то взрывают. Считается, что это делают исламисты-фундаменталисты. Съемочная группа побывала в четырех горных аулах с целью понять, как живут эти люди и какое отношение они имеют к ваххабитам.

«Полярник»

Режиссер: Николай Волков 38 минут

Герои фильма – полярник, начальник дрейфующей станции «Северный Полюс» Томаш Петровский и его мать Ромуальда Флёровна. Места действия – арктическая дрейфующая станция СП-33 и белорусская деревня Петровское… Вечная история о сыне, который уходит из дома неизвестно зачем, в непостижимый и опасный холод, и о матери, которая не понимает его, любит его и молится за него. А здесь, дома, – рай: гудящие пчелы, цветущий сад, чистая река, теплая земля.

«Сашка и его вышка»

Режиссер: Дмитрий Тихомиров
41 минута

Работа главного героя фильма, Сашки: сидеть на вышке, над лесом, на краю деревни, наблюдая за очагами возгорания, и докладывать по рации начальству. А в это время под Сашкой проходит вся жизнь села, а у самого Сашки непростые отношения с женщинами… Да еще проигрыш сборной России немцам, пса утащили волки, летом этого года все леса в округе сгорели… Разочаровала вышка Сашку: «Ходишь кругами, поговорить не с кем». И он уволился – пошел лес валить, «на большие деньги»…

«Светлый путь»

Режиссер : Владислав Тарик
12 минут

В фильме классика российского документального кино деревенские старики вспоминают прожитую жизнь. В 1948 году их деревню переименовали – была Темная, стала – Светлая. А что изменилось?

«Синее небо черный хлеб»



Режиссер: Илья Томашевич
21 минута

В летнюю жару даже русская деревня может казаться идиллией.

«Телки, метелки и медные трубы»

Режиссер: Эминут Джавади
30 минут

В одном затерянном среди русских просторов селе подросткам после школы деть себя особенно некуда. Ни тебe клубов, девчонок водить, ни других развлечений. Как хочешь, так и развлекайся. Жители же села промышляют тем, что растят, вяжут да продают веники, а ребята у взрослых на подхвате. А тут саксофонист-самоучка, сколотил из ребят духовой оркестр и репетирует каждый вечер на заднем дворе местного Дома культуры. По вечерам далеко по округе разносится их проникновенное дудение…

«Тихий Океан»

Режиссер: Анна Шишова
25 минут

Один человек мечтает создать семью где-то далеко, на маленьком острове в Тихом Океане. Но пока он живет в доме для инвалидов, потому что он слепой.

«Футбол СССР-ФРГ 1955 – Евгений Евтушенко»



Режиссер: Григорий Амнуэль
13 минут

Стихотворный клип по произведению Евгения Евтушенко «Матч СССР – ФРГ 55-го года», в котором страстно отражен уникальный футбольный поединок – между сборной СССР и чемпионами мира, командой Западной Германии, проходивший в августе 1955 года в Москве. Фильм о том, что предшествовало игре, что было во время ее и как повлияло на внефутбольную жизнь…

«Хьюзоффка. Письмо из дикого поля» / Hughesoffka – Briefe aus dem wilden Feld (Германия)

Режиссер: Виола Штефан
84 минуты

В 1929-м Дзига Вертов снял свою классическую экспрессионистскую «Симфонию Донбасса». Он воспевал великие перемены и переломы – разрушение храмов, крушение куполов, костер из икон – и новые верования: юная скульпторша ваяла в «Симфонии…» бюст Ленина. Донбас для Вертова был началом новой, индустриальной, реальности – реальности угольных шахт, мартенов и мощных машин. Позже он станет гордостью советской экономики. И кто теперь вспомнит, что задолго до вертовских съемок Донецк полвека был британским поселком Хьюзоффкой? Именно об этом времени в истории Донецка фильм немецкого режиссера, давно снимающей на территории экс-СССР.


От А до А

Документальные фильмы призеры российских фестивалей и лауреаты национальных премий

Гран-при «Артдокфест» – «Саня и Воробей»

Режиссер: Андрей Грязев
61 минута

Двое приехавших на заработки в Москву встретились на щебеночном перевале. Саня и Воробей. Одному тридцать семь, другому девятнадцать. Проблемы начались, когда перестали платить зарплату. Две потерянные души, затерянные на дне жизни и … неожиданный хэппи-энд.

Премия Российской киноакадемии «Ника» и Премия «Золотой Орел» за лучший документальный фильм – «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера»

Режиссер: Игорь Майборода
140 минут

История создания фильма «Сталкер» долгое время оставалась одним из белых пятен в истории кино. Горькая правда о произошедшем в связи с этим фильмом в отношениях двух крупных художников во всей ее подлинности впервые рассказана свидетелями и участниками съемок.

Премия российской кинопрессы «Белый слон» – «Революция, которой не было»

Режиссер: Алена Полунина
95 минут

Автор определяет жанр картины как кинороман. Очень личная история гордыни, предательства, разочарования и вступления в новую жизнь. Россия. 2007. Ровно через год должны состоятся президентские выборы. политическая оппозиция настроена на решительные действия и мечтает взять власть в свои руки. Но политика в фильме - лишь фон, среда, в которой существуют главные герои. Фильм не о политике, а о людях в политике и политике в людях. Для героев фильма (а она, по сути, архетипические персонажи русской истории, носители "вируса" революции) этот год - испытание и точка отсчета новой жизни.

Фестиваль «Окно в Европу», г. Выборг Приз за лучший документальный фильм – «Мой друг доктор Лиза»

Режиссер: Тофик Шахвердиев
52 минуты

Фильм о враче, о докторе Лизе. О женщине, которая кормит и лечит отверженных и бездомных, не обращая внимания на их национальность и гражданство. В организованном ею Фонде «Справедливая помощь» она одна не получает зарплаты. В ее поведении нет ничего от унылого работника казенной службы «милосердия». Доктор Лиза – энергичный, веселый и обаятельный человек, который просто очень любит свою работу.

Фестиваль «Послание к человеку», г. Санкт Петербург
Приз за лучший полнометражный документальный фильм – «Адская машина. Сон смертницы»

Режиссер: Расим Полоскин
52 минуты

Феномен «шахидизма», последствия «чеченских» войн и явление, называемое радикальной исламизацией Кавказа, – глазами одной из первых смертниц, чудом оставшейся в живых во время не удавшегося теракта в Грозном.

Приз за лучший короткометражный фильм – «Болевые точки»

Режиссер: Иван Твердовский
27 минут

Фильм про актрису, которая не играет, а посредством документального фильма пытается расставить все точки.

Открытый фестиваль документального кино «Россия», г. Екатеринбург Приз за лучший короткометражный фильм – «Ангара»

Режиссер: Павел Фаттахутдинов
32 минуты

На берегу Ангары встретились два старых, одиноких человека – мужчина и женщина. Они нашли своё счастье, и жили бы так до самой смерти, но великая стройка, призванная превратить Ангару в гигантский источник электроэнергии, разлучает их.

Премия «ТЭФИ» за лучший документальный телефильм – «Массовка»

Режиссер: Елена Васюкова
43 минуты

Современный телевизионный процесс немыслим без участия зрителей в студии – пестрой толпы желающих прославиться. Люди из массовки – кто они? Авторы фильма попытались сменить общий план на крупный и вглядеться в судьбы этих героев. Фоном к интригующим историям из жизни служит телевизионная кухня, на которой, собственно, и разворачиваются "звездные" драмы людей из массовки.


Откровенно.fr

Программа документальных фильмов из Франции, отмеченных не традиционной для документального кино авторской откровенностью

«Автопортрет декабря» / JLG/JLG –autoportrait de d?cembre

Режиссер Жан-Люк Годар
1994
62 минуты

Признанный великим режиссер начистоту высказывается о таинстве создания фильма, о своем месте в истории кино, о взаимоотношениях киноискусства и киноиндустрии и в целом об устройстве мира, как он его понимает.

«Ее зовут Сабин» / Elle s’apelle Sabine

Режиссер Сандрин Боннер
2007
86 минут

Диагноз «аутизм», поставленный младшей сестре Боннер Сабин, стал проклятием для семьи и главной жизненной ответственностью знаменитой актрисы.
Этот фильм о сестринском подвиге. И сам он – своего рода подвиг, подвиг звезды, преодолевшей актерскую страсть к самодемонстрации, чтобы снять документальный фильм о том, что кажется ей важнее себя, – о самом ядре человеческой личности, которое оказывается столь хрупким…

«Карима» / Karima

Режиссер Кларисс Ан
2002
98 минут

Есть уже никогда не стать «хорошей арабской девушкой» в Париже. Она нашла свое призвание, свою работу, свою страсть: 19-летняя Карима работает доминатрикс – доставляет садо-мазо-удовольствия обычным людям. Да, она считает своих клиентов обычными людьми и не видит в своей работе ничего предосудительного. Поэтому спокойно впускает в свою жизнь и своей «салон» режиссера Ан. А та снимает про Кариму и ее клиентов фильм натуралистический, но вовсе не порнографический, искренний и без осуждения. Создает уникальный кинодокумент изменчивости человеческой природы.

«Меня зовут Гаранс» / Je m’appelle Garance

Режиссер Жан-Патрик Лебель
2009
82 минуты

Обычно дедушки рассказывают сказки внучкам. В случае с Жан-Патриком и Гаранс все наоборот: это она, маленькая внучка, рассказывает небылицы дедушке-режиссеру. А дедушка внимательно слушает и наблюдает, как взрослеет внучка, как изменяются ее взгляд на мир и ее истории. Он теперь даже считает, что человеческие существа – это те, кто умеет рассказывать друг другу интересное.

«Пляжи Аньес» / Les plages d’Agnes

Режиссер: Аньес Варда
2008
110 мин

Второй – после «Собирателей и я» – фильм Аньес Варда, классика французского кино, о себе. На сей раз речь о том, как формировалось ее мироощущение, о местах, где проходила ее жизнь, и о том, как человеческая биография обусловлена географией.

«Час пастуха» / L'Heure du berger

Режиссер: Пьер Кретон
2008
40 минут

Он выбрал для любви человека много старше себя. И в своем фильме искренне говорит, что боялся смерти, пока друг не опередил его своей встречей с ней. Прошло семь лет, но режиссер по-прежнему живет в доме Жана. Исполняет ритуалы сельской обыденности, коротает время – возможно, до собственной смерти. Но судьба щедра на сюрпризы и он дотошно документирует на камеру знаки жизни – негу кота, проезд всадника мимо его ворот, утренний туалет того, кто разделил с ним ложе в эту ночь… В этом фильме Пьер Кретон проживает свой «час пастуха» – так Поль Верлен называл короткий ночной миг, когда избранница готова ответить на любовь. И когда жизнь не кажется только лишь безнадежной дорогой к несуществованию.


Околонулей

К 10-летию премии «Лавровая ветвь»: фильмы-лауреаты премии в номинации «Арт-кино» 2000-2009 гг.

2000 – «Полустанок»

Студия «Окно» при участии канала «РТР»
Режиссер: Сергей Лозница
Продюсер: Александр Рафаловский
Оператор: Павел Костомаров
Звукорежиссер: Александр Закржевский
20 минут

Поезда рассекают ночь. Вместе с гудком паровоза исчезает вдали и грохот вагонов. Но люди, заснувшие на станции вроде бы в ожидании поезда, продолжают спать. Чего они ждут на самом деле?

2001 – «Мамочки»

«Вертов и Ко»
Режиссер: Александр Расторгуев
Продюсер: Наталия Манская
Автор сценария: Сусанна Баранжиева
Оператор: Эдуард Кечиджиян
46 минут

Юле шестнадцать, она живет в бараке. А Ваня – с родителями в пятиэтажке… Юля ждет ребенка, а Ванины родители против мезальянса и не пускают пару на порог… «Чудовищно реальное кино о любви» – так сам режиссер определяет «Мамочек». Можно сказать, что этот фильм наследует русской литературной «натуральной школе» – настолько подробно представлена в нем вся «физиология русской жизни». Но можно толковать его и как страшную сказку – он весь метафора русской жизни.

2002 – «Просто жизнь»

Киностудия «Риск»
Продюсер: Наталья Желтухина
Автор сценария: Марина Разбежкина
Оператор: Ирина Уральская
Композитор: Антон Силаев
21 минута

Шурочка, женщина лет под 50, всю жизнь ходит из одной деревни в другую… взвешивать трактора. Но она пританцовывает под Утесова, улыбается фотографиям советских актрис и в одинокой провинциальной безбытности обнаруживает удивительный вкус к жизни. Пристально наблюдающая за Шурочкиным существование режиссер обнаруживает в своей героине нечто от кинодивы 1930-х – «вечную женственность», которая не приносит счастья своим обладательницам.

2002 – «Бродвей. Черное море»

РТР, «Вертов и Ко», «Чешское телевидение», YLE-TV2
Режиссёр: Виталий Манский
Продюсеры: Наталья Манская, Хайно Деккерт, Анна Корнилова
Автор сценария: Виталий Манский
Оператор: Павел Костомаров
84 минуты

Лето. Палаточный городок Бродвей на берегу Чёрного моря, между Новороссийском и Туапсе. Здесь проводят отпуск самые небогатые и неприхотливые наши сограждане, и здесь же, как в капле воды, отразились надежды, пороки, чувства и традиции всего российского социума.

2003 – «Тише!»

Продюсер, автор сценария, режиссёр, оператор: Виктор Косаковский
Композитор: Александр Попов
80 минут

Документальная комедия том, что происходит в мире – за окном квартиры автора в более-менее историческом районе Петербурга. Фильм снят открытой камерой из открытого окна в год подготовки к празднованию 300-летия города.

2004 – «Свадьба тишины»

Санкт-Петербургская студия документальных фильмов
Автор сценария и режиссёр: Павел Медведев
Продюсер: Вячеслав Тельнов
Оператор: Александр Гусев
26 минут

«Свадьба тишины» – фильм практически без слов. Потому что он – о ценности звука. И о глухих. Эти люди отличаются от слышащих только тем, что живут в абсолютной тишине, но это вовсе не означает, что они ущербны или несчастны. Мир тишины так же интересен и значим для них, как для слышащих – мир звуков.

2005 – «...А с детьми шестеро» («Семейные царапины»)

Автор сценария, режиссёр, оператор: Александр Малинин
Продюсер: Михаил Синев
69 минут

Фильм этот про любовь, которая цветёт, не ведая стыда, на любых кучах сора, и когда она есть, то всё остальное не имеет большого значения. Да, не хочется так жить, как герои фильма – разновозрастные мальчишки, их замотанная мама и старый «сиделец» отец (впрочем, одному из четверых мальчиков он отчим)… Но если смотреть непредвзято, понимаешь: в хилой хибарке живут самодостаточно и упоенно, тут нет места жестокости и даже жесткости. И эта жизнь со всеми её гримасами вполне устраивает героев. Потому что она на самом деле и есть жизнь. Вне зависимости от умозрительных оценок, которые мы ей торопимся выставить.

2006 – «Гражданское состояние»

Санкт-Петербургская студия документальных фильмов
Автор сценария и режиссёр: Алина Рудницкая
Продюсер: Вячеслав Тельнов
Оператор: Александр Филлипов
Композитор – Дмитрий Аксенов
29 минут

О работниках ЗАГСа, будни которых проходят среди самых значимых событий человеческой жизни: свадеб, разводов, рождений, смертей. Тут и драма, и комедия.

2007 – «Мать»

Les Films Hors-Champ, Les Films d'Ici, Parralax Pictures, Television Suisse-Romande
Авторы сценария, режиссёры и операторы: Павел Костомаров, Антуан Каттен
Продюсер: Елена Хилл
Оператор: Павел Костомаров, Антуан Каттен
Композитор: Тьерри Ван Осселт, Александр Кракер
80 минут

Свою историю рассказывает мать девятерых детей. Вместе с детьми она бежит по большой стране от нищеты, неустроенности и мужа. Бежит и никак не может остановиться — не так-то просто найти место, в котором можно выжить. Главная героиня разрывается между детьми и работой; школой, где учатся младшие, и свадьбой старшей дочери; пониманием того, что со своими детьми она не нужна стране и окружающим, и знанием — что дети нужны ей, а она нужна им, и только ради этого надо выживать.

2008 – «Следующее воскресенье»

Режиссёр: Олег Морозов
Авторы сценария: Олег Морозов, Олег Дане
Продюсер: Герман Лоренц
Операторы: Олег Морозов, Лариса Бех, Игорь Рязанцев
88 минут

Фильм о жизни, о смерти, о людях, подошедших вплотную к границе между первым и вторым. И о любви, самом ярком проявлении жизни.

2009 – «Революция, которой не было»

Режиссер: Алена Полунина
Автор сценария: Алена Полунина
продюсер: Илка Матила, Яак Кильми
Оператор: Дмитрий Раков, Ирина Шаталова
Кинокомпания: Kuukulgur Film, MRP
97 минут

Автор определяет жанр картины как кинороман. Очень личная история гордыни, предательства, разочарования и вступления в новую жизнь. Россия. 2007. Ровно через год должны состоятся президентские выборы. Политическая оппозиция настроена на решительные действия и мечтает взять власть в свои руки. Но политика в фильме – лишь фон, среда, в которой существуют главные герои. Фильм не о политике, а о людях в политике и политике в людях. Для героев фильма (а они, по сути, архетипические персонажи русской истории, носители "вируса" революции) этот год – испытание и точка отсчета новой жизни.


Фильмы специального гостя «Артдокфеста-2010» Томаса Бальмеса (Франция)

Томас Бальмес – первооткрыватель. Причем не только в художественной сфере. Он не только режиссер, и даже не только документалист. Он путешественник-гуманист, что-то вроде Миклухо-Маклая. И ассоциация неслучайна – именно в Папуа-Новой Гвинее, где Маклай учил дикарей-папуасов пользоваться топором, Бальмес снял первый из фильмов, принесших ему мировое признание, – «В ожидании Иисуса» – об активной деятельности среди коренных жителей христианских миссионеров. И его следующие фильмы тоже содержали в себе этот ингредиент – киноосвоение чужих и чуждых территорий. Бальмес первым из «белых» сделал фильм о гуманитарном аспекте промышленной революции в Китае – это было «Достойное производство», в котором бестрепетные северяне, менеджеры Nokia, браво осваивали неисчерпаемый «человеческий ресурс» огромной страны. Потом он первым заглянул за двери святая святых американской всесторонне застрахованной жизни – за двери одной из самых мощных страховых компаний США.
А потом двинулся еще дальше – теперь уже во времени – к «Малышам», «цветам жизни», но, главное, росткам общепланетского будущего.
В своих фильмах Бальмес не только поднимает острые социополитические и этические вопросы современности, но и разрабатывает оригинальный авторский киноязык, который связан эстетической общностью с американским direct cinema («прямое кино») и российско-советской документальной школой. Бальмес очень ценит то, что исследует, – мир в его подлинности. Главный творческий метод режиссера – внимательное кинонаблюдение с минимальным вмешательством автора в происходящее перед его объективом. Его объективом – это буквально, ведь Бальмес еще и оператор всех своих фильмов. И, возможно, поэтому никогда не прибегает к такого рода инструментам, как закадровый текст или прямая провокация, предпочитая иметь дело с художественными образами, естественно поставляемыми самой реальностью.

В мини-ретроспективу режиссера на «Артдокфесте-2010» вошли 3 фильма:

«Христос приходит к папуасам» – о деятельности христианских миссионеров на островах Папуа-Новая Гвинея и ее парадоксальных результатах. 2001. 90 минут
«Страховой случай» – о рабочих буднях американского страхового агентства и его сотрудниках, вынужденных проживать свою жизнь среди чужих смертей. 2005. 72 минуты
«Малыши» – об этапе жизни четырех землян (из Монголии, Японии, США и племени химба в Намибии) от первого вздоха до первых шагов. 2009. 84 минуты


Ящик

Телевизионные документальные проекты, содержащие больше авторской креативности, чем предполагается телеформатностью

«Зворыкин-Муромец»

«Красный Квадрат» совместно с «Первым каналом»
Автор: Леонид Парфенов
Режиссеры: Сергей Нурмамед, Иван Скворцов
141 минута

Одно из изобретений XX века, изменившее мир – телевидение. Оно появилось благодаря работам многих изобретателей, один из которых – русский американец, создатель технологии беспроводной передачи изображения на расстоянии Владимир Козьмич Зворыкин. Парадоксально, но о нем почти не знают на его родине.

«Герман и Кармалита»

Студия «Фишка-фильм»
Режиссер: Александр Столяров
2 серии по 39 минут

Что такое супружество двух самостоятельных творческих личностей? Что такое брак, заключенный на небесах» и сотрудничество двух совершенно самодостаточных творцов? На такого рода вопросы и пытается ответить этот фильм, снятый изнутри жизненной среды героев.

«Черная метка»

«Клото-Плюс»
Режиссер: Вадим Островский
84 минуты

Отчаянно-отважное документальное исследование одного из самых шокирующих явлений XXI века – сомалийского пиратства. Фильм снят непосредственно в Сомали и содержит уникальные, чудом добытые съемочной группой свидетельства – репортажные съемки, и интервью с президентами и министрами, с племенными вождями, простыми рыбаками и их женами. И с теми, кого признали пиратами, и посадили в тюрьму – на цепь, как принято в Сомали.

«Егор Гайдар. Долгое время»

«Студия 4»
Автор: Павел Шеремет
Режиссер: Дмитрий Сапун
52 минут

Посмертный портрет Егора Гайдара и его времени.

«Урок истории»

Санкт-Петербургский Международный центр фестивалей и праздников
Режиссер: Михаил Баркан
90 минут

Для большинства сегодняшних школьников блокада Ленинграда – лишь одна из страниц учебника истории. Этот фильм – не очередная попытка поведать им об абстрактном «подвиге Ленинграда», а возможность своими глазами увидеть, что стоит за кажущимся казенным школьным курсом. Например, с помощью компьютерной графики, столь близкой сердцу современного юношества, авторы фильма продемонстрировали, как выглядел бы Санкт-Петербург сегодня, если бы ветераны не выжили, если бы город был сдан врагу...
Но в фильме есть и более универсальные – человеческие – свидетельства. Это свидетельства известных петербужцев, чья судьба через родных и близких связана с осажденным городом.

«Иосиф Бродский. Разговор с небожителем»

Роман Либеров, Мария Иванова
Режиссер: Роман Либеров
39 минут

Биография Иосифа Бродского, рассказанная его словами и с помощью анимации.

«Читая «Блокадную книгу»

«ТВ Купол».
Режиссер: Александр Сокуров
83 минуты

«Блокадная книга» составлена выдающимися советскими писателями Алесем Адамовичем и Даниилом Граниным из писем, мемуаров, воспоминаний жителей осажденного Ленинграда, взятого в кольцо блокады в годы второй мировой войны. Жители города, ставшего европейским образом русской культуры, были оставлены на произвол злой судьбы, на голод и лишения, на гибель под вражескими бомбами, на борьбу с варварством. Отторгнутые от остальной страны на 872 дня, они оказались в нечеловеческих условиях, несовместимых с жизнью и каждодневно искушавших человеческое достоинство. Город-жертва, каким он открывается в этой «эпопее человеческих страданий» (Д. Гранин), оппонирует официальной советской пропаганде, которая культивировала подвиг города-героя, но игнорировала миллионы утраченных человеческих жизней. А. Сокуров решил прочитать «Блокадную книгу» с помощью жителей сегодняшнего Петербурга и средств ТВ. И в его интерпретации она стала книгой Апокалипсиса, который может повториться.

«Театр в тюрьме»

Режиссер: Кирилл Серебренников
Операторы: Ирина Шаталова, Сергей Амирджанов, Сергей Мокрицкий, Илья Шагалов
87 минут

Хроника уникального для отечественной сцены театрального проекта – постановки британским режиссером, актером и психологом Алексом Дауэром в рамках фестиваля «Территория» спектакля в Пермской исправительной колонии №29.
«Я рад, что получился светлый фильм про то, как в «реальной зоне» с полутора тысячами зеков, с помощью доброго дела – театра – люди оттаивали, смягчались, как у них проявились человеческие черты. Было видно, как они волнуются перед спектаклем, как им это важно», – говорит режиссер фильма.


Фильм открытия «Артдокфеста»-2010

«Видеократия» / Videocracy (Италия-Швеция)


ATMO, Zentropa Entertainment7, SVT Swedish Television

Режиссер: Эрик Гандини
Продюсер: Кристина Оберг

85 минут

Саркастическое и горькое повествование итальянца из Швеции о том, что за 30 лет своего коммерческого существования сделало с умами его земляков телевидение.
Телевидение, президент которого стал однажды Президентом страны.
Телевидение, которое отражает вкусы и приоритеты Президента.
Телевидение, которое подчинило своим правилам даже жизнь и личные цели обычных людей.
Телевидение, которое, не исключено, и правит теперешней Италией.
Тот тип телевидения, который торжествует и в России.


Специальные показы «Артдокфеста»

«Немецкие души. Жизнь после «Колонии «Достоинство» / Deutsche Seelen: Leben nach der Colonia Dignidad

Polyeides Medienkontor M?nchen Berlin
Режиссеры: Мартин Фаркас, Матиас Цубер
2009
92 минуты

В 1956 году бывший фельдшер «Люфтваффе» Пауль Шеффер основал под Бонном «Частную социальную миссию» – колонию для неблагополучных мальчиков. Довольно скоро вскрылось, что социальная инициатива была прикрытием для секты религиозных фанатиков-педофилов, и в 1961-м Шеффер перебирается в Чили. Так и начинается трагическая история «Колонии «Достоинство», Вилльи Бавьеры («Баварской деревни») – закрытого, изолированного от остального мира немецкого поселения в центральном Чили, где религиозные обряды соседствовали с сексуальным насилием, успешные экономические предприятия – с предоставлением крова нацистским преступникам вроде Йозефа Менгеле по прозвищу Доктор Смерть… А типично немецкий романтический энтузиазм – с осознанием неизбывной вины и отчаянием.
История секты, колонии и колонистов рассматривается в фильме через призму национальной психологии, национальной истории и конкретных судеб нескольких колонистов.

«Малыши» / B?b?(s) / Babies

Canal+, Chez Wam, Studio Canal
Российский дистрибьютор – Киноторговая компания «Вольга»
Режиссер: Томас Бальмес
2010
79 минут

Поньяо, Хатти, Мари и Баяр родились и живут в разных частях земного шара, очень далеко друг от друга. Мари – японка из Токио, из самого центрального его района Сибуйя. Хатти – американка из Сан-Франциско с политкорректными, одержимыми экологией родителями. Баяр – степной житель, монгол, сын пастуха. А Поньяо – намибийка из племени химба. Они ничем друг на друга не похожи, не похожи условия их жизни – Мари мается в 20-метровой квартирке в самом центре токийского урбанизма, а Поньяо вряд ли и узнает, что такое квартира, – она не знает ограничений в виде стен и осваивает родную Африку всеми органами чувств (особенно на вкус)… Но их объединяет то, что все они – дети человеческие. Первый год жизни каждого из них – от первого вздоха до первых шагов – и есть сюжет «Малышей». Фильм стал безусловным рекордсмен мирового кинопроката 2010 года среди документальных фильмов и чемпионом бокс-оффиса США среди фильмов зарубежных.