Ежегодно начало декабря в Москве – это декада документального кино. Во время «Артдокфеста», и особенно в день вручения Национальной премии «Лавровая ветвь», церемонию которой транслирует «Первый развлекательный» канал СТС, легко впасть в заблуждение, что документальное кино очень даже востребовано в России.

В этих иллюзиях пребывать действительно сладостно. Но реальность, какой бы суровой не была, – дороже.

А эта реальность говорит, что фильм, который мы показываем на открытии под кратким названием «Ходорковский», хоть и получил прокатное удостоверение, прокатную судьбу – в основном из-за перестраховки владельцев кинотеатров – имеет более чем скромную и выходит в прокат более чем символически, несмотря на весьма агрессивную работу молодой прокатной компании «Киноклуб». Да и выходившие в этом году несколько документальных картин, включая мой фильм «Родина или Смерть», собрали в 145-миллионной России зрителей столько, сколько может поместиться в Кремлевском Дворце съездов, если бы там, конечно, появилась пауза между выступлениями Стаса Михайлова. И для меня лично слабым утешением является то обстоятельство, что в современной России, такая судьба ожидает любую достойную картину, будь то даже игровой фильм-победитель Канн или Венеции. Про судьбу документалистики на телевидении и говорить не приходится. Вы, впрочем, это и сами все видите. Радует, что хотя бы технологически телевизионные документальные программы повышают свой уровень. Иногда приближаясь к уровню ВВС или Discovery. Именно такие удачи будут отмечены «Лаврами». Но для авторской документалистики двери эфирного пространства наглухо задраены.

Вот и получается, что время «Артдокфеста» – это едва не единственный период в году, когда в столице нашей родины настоящее документальное кино имеет шанс встретиться со своим зрителем.

Совсем другая судьба у фильмов «Артдокфеста» за пределами России. Прежде всего, следует напомнить, что благодаря регламентной свободе, в фестивале могут участвовать картины, снятые в любой стране мира, если языком фильма является, собственно, наш с вами русский язык. И благодаря этому обстоятельству конкурсная программа ежегодно обогащается российскими премьерами ярких образцов мировой документалистики, которые у себя на родине, как правило, не только находят место в телевизионном пространстве, но и весьма недурно себя чувствуют в национальном, а иной раз и международном кинопрокате. В этом году больше половины фильмов конкурса спродюсированы иностранцами. Их успешную судьбу иногда повторяют и российские картины из коллекции артдока. Так, «Outro» после победы на «Артдокфесте», получил еще ряд призов в России, а недавно представлял Россию в конкурсной программе главного мирового фестиваля документального кино IDFA в Амстердаме. Обычно такие показы дают хороший международный старт фильму. Любопытна и судьба обладателя Премии «Лавровая ветвь» в 2009 году –сериала «Счастливые люди». Этот мало кому известный и показанный только на канале «Охота и рыбалка» фильм, победив в финальной схватке главные телепроекты главных телеканалов России, так и пролежал два года никем в России не востребованный, пока классик мирового кино Вернер Херцог не предложил сделать киноверсию, которая сейчас успешно показывается в Европе, и, возможно, уже в таком виде все же пробьется к отечественному зрителю. Хоть так, но все же грустно.

Однако и на нашей улице намечается праздник. Так, разворачивающийся к реальности канал «24 док» в дни фестиваля проводит акционный показ фильмов «Артдокфеста»-2010. И даже собирается организовать телевизионную премьеру фильма-победителя «Артдокфеста»-2011 сразу после окончания нашего фестиваля. Не очень представляю себе, как это будет устроено чисто организационно. Жюри во главе с Андреем Звягинцевым только вечером накануне закрытия соберется на свое заседание…
Но блажен, кто верует. Я лично верю и вас к этому призываю!

Генеральный директор премии "Лавровая ветвь"
Виталий Манский