|
|
Ежегодно начало декабря в Москве – это декада документального кино. Во время
«Артдокфеста», и особенно в день вручения Национальной премии «Лавровая ветвь»,
церемонию которой транслирует «Первый развлекательный» канал СТС, легко впасть в
заблуждение, что документальное кино очень даже востребовано в России.
В этих иллюзиях пребывать действительно сладостно. Но реальность, какой бы
суровой не была, – дороже.
А эта реальность говорит, что фильм, который мы показываем на открытии под
кратким названием «Ходорковский», хоть и получил прокатное удостоверение,
прокатную судьбу – в основном из-за перестраховки владельцев кинотеатров – имеет
более чем скромную и выходит в прокат более чем символически, несмотря на весьма
агрессивную работу молодой прокатной компании «Киноклуб». Да и выходившие в этом
году несколько документальных картин, включая мой фильм «Родина или Смерть»,
собрали в 145-миллионной России зрителей столько, сколько может поместиться в
Кремлевском Дворце съездов, если бы там, конечно, появилась пауза между
выступлениями Стаса Михайлова. И для меня лично слабым утешением является то
обстоятельство, что в современной России, такая судьба ожидает любую достойную
картину, будь то даже игровой фильм-победитель Канн или Венеции. Про судьбу
документалистики на телевидении и говорить не приходится. Вы, впрочем, это и
сами все видите. Радует, что хотя бы технологически телевизионные документальные
программы повышают свой уровень. Иногда приближаясь к уровню ВВС или Discovery.
Именно такие удачи будут отмечены «Лаврами». Но для авторской документалистики
двери эфирного пространства наглухо задраены.
Вот и получается, что время «Артдокфеста» – это едва не единственный период в
году, когда в столице нашей родины настоящее документальное кино имеет шанс
встретиться со своим зрителем.
Совсем другая судьба у фильмов «Артдокфеста» за пределами России. Прежде
всего, следует напомнить, что благодаря регламентной свободе, в фестивале могут
участвовать картины, снятые в любой стране мира, если языком фильма является,
собственно, наш с вами русский язык. И благодаря этому обстоятельству конкурсная
программа ежегодно обогащается российскими премьерами ярких образцов мировой
документалистики, которые у себя на родине, как правило, не только находят место
в телевизионном пространстве, но и весьма недурно себя чувствуют в национальном,
а иной раз и международном кинопрокате. В этом году больше половины фильмов
конкурса спродюсированы иностранцами. Их успешную судьбу иногда повторяют и
российские картины из коллекции артдока. Так, «Outro» после победы на «Артдокфесте»,
получил еще ряд призов в России, а недавно представлял Россию в конкурсной
программе главного мирового фестиваля документального кино IDFA в Амстердаме.
Обычно такие показы дают хороший международный старт фильму. Любопытна и судьба
обладателя Премии «Лавровая ветвь» в 2009 году –сериала «Счастливые люди». Этот
мало кому известный и показанный только на канале «Охота и рыбалка» фильм,
победив в финальной схватке главные телепроекты главных телеканалов России, так
и пролежал два года никем в России не востребованный, пока классик мирового кино
Вернер Херцог не предложил сделать киноверсию, которая сейчас успешно
показывается в Европе, и, возможно, уже в таком виде все же пробьется к
отечественному зрителю. Хоть так, но все же грустно.
Однако и на нашей улице намечается праздник. Так, разворачивающийся к
реальности канал «24 док» в дни фестиваля проводит акционный показ фильмов «Артдокфеста»-2010.
И даже собирается организовать телевизионную премьеру фильма-победителя «Артдокфеста»-2011
сразу после окончания нашего фестиваля. Не очень представляю себе, как это будет
устроено чисто организационно. Жюри во главе с Андреем Звягинцевым только
вечером накануне закрытия соберется на свое заседание…
Но блажен, кто верует. Я лично верю и вас к этому призываю!
Генеральный директор премии "Лавровая ветвь"
Виталий Манский
|