Сокуров Александр Николаевич
Родился в 1951 году в России в деревне Подорвиха, Иркутской области.
В 1975 году поступил на постановочный факультет ВГИКа в мастерскую
документального кино Александра Згуриди. Во время обучения во ВГИКе за отличную
учебу получал стипендию имени Эйзенштейна. В 1979 году, сдав экзамены экстерном,
на год раньше срока был вынужден закончить обучение во ВГИКе из-за острого
конфликта с администрацией института и руководством Госкино. Первая
художественная картина Сокурова «Одинокий голос человека» по мотивам повести
русского писателя Андрея Платонова, не была засчитана руководством института в
качестве диплома.
По рекомендации А. Тарковского в 1980 году Сокуров был зачислен в штат
киностудии «Ленфильм», где работал над своими первыми игровыми картинами.
Параллельно с этим сотрудничал с Ленинградской студией документальных
фильмов, где сняты в разное время все его документальные кинокартины. Однако
вплоть до перестройки ни один из его фильмов не был разрешен советской цензурой
к показу.
В конце 80-х ряд снятых Сокуровым раньше игровых и документальных фильмов
вышли в прокат и представляли русское кино на многих международных
кинофестивалях.
В 80–90 годы режиссер интенсивно работал, снимая игровые и документальные
картины, часто несколько картин в год.
С середины 90-х годов режиссер со своими коллегами начал освоение видео
технологии, которое продолжается до сих пор.
В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова
включено в число ста лучших режиссеров мирового кино.
Сокуров неоднократно получал награды международных кинофестивалей, премии
ФИПРЕССИ, премии имени Тарковского. Он является Заслуженным деятелем
искусств РФ, лауреатом Государственной Премии России (1997) и лауреатом Премии
Ватикана — «Премия Третье тысячелетие» (1998).
В 2004 году Александру Сокурову присвоено звание Народного артиста РФ.
В настоящее время на основе съемочной группы Сокурова на «Ленфильме» создана
студия «Берег», которая является предприятием некоммерческого кино как
документального, так и игрового. Финансирования ни государственного, ни частного
студия не имеет.
|