Фильмы специального гостя «Артдокфеста-2010» Томаса Бальмеса (Франция)

Томас Бальмес – первооткрыватель. Причем не только в художественной сфере. Он не только режиссер, и даже не только документалист. Он путешественник-гуманист, что-то вроде Миклухо-Маклая. И ассоциация неслучайна – именно в Папуа-Новой Гвинее, где Маклай учил дикарей-папуасов пользоваться топором, Бальмес снял первый из фильмов, принесших ему мировое признание, – «В ожидании Иисуса» – об активной деятельности среди коренных жителей христианских миссионеров. И его следующие фильмы тоже содержали в себе этот ингредиент – киноосвоение чужих и чуждых территорий. Бальмес первым из «белых» сделал фильм о гуманитарном аспекте промышленной революции в Китае – это было «Достойное производство», в котором бестрепетные северяне, менеджеры Nokia, браво осваивали неисчерпаемый «человеческий ресурс» огромной страны. Потом он первым заглянул за двери святая святых американской всесторонне застрахованной жизни – за двери одной из самых мощных страховых компаний США.
А потом двинулся еще дальше – теперь уже во времени – к «Малышам», «цветам жизни», но, главное, росткам общепланетского будущего.
В своих фильмах Бальмес не только поднимает острые социополитические и этические вопросы современности, но и разрабатывает оригинальный авторский киноязык, который связан эстетической общностью с американским direct cinema («прямое кино») и российско-советской документальной школой. Бальмес очень ценит то, что исследует, – мир в его подлинности. Главный творческий метод режиссера – внимательное кинонаблюдение с минимальным вмешательством автора в происходящее перед его объективом. Его объективом – это буквально, ведь Бальмес еще и оператор всех своих фильмов. И, возможно, поэтому никогда не прибегает к такого рода инструментам, как закадровый текст или прямая провокация, предпочитая иметь дело с художественными образами, естественно поставляемыми самой реальностью.

В мини-ретроспективу режиссера на «Артдокфесте-2010» вошли 3 фильма:

«Христос приходит к папуасам» – о деятельности христианских миссионеров на островах Папуа-Новая Гвинея и ее парадоксальных результатах. 2001. 90 минут
«Страховой случай» – о рабочих буднях американского страхового агентства и его сотрудниках, вынужденных проживать свою жизнь среди чужих смертей. 2005. 72 минуты
«Малыши» – об этапе жизни четырех землян (из Монголии, Японии, США и племени химба в Намибии) от первого вздоха до первых шагов. 2009. 84 минуты