Фильмы
специального гостя «Артдокфеста-2010» Томаса Бальмеса (Франция)
Томас Бальмес – первооткрыватель. Причем не только в художественной сфере. Он не
только режиссер, и даже не только документалист. Он путешественник-гуманист,
что-то вроде Миклухо-Маклая. И ассоциация неслучайна – именно в Папуа-Новой
Гвинее, где Маклай учил дикарей-папуасов пользоваться топором, Бальмес снял
первый из фильмов, принесших ему мировое признание, – «В ожидании Иисуса» – об
активной деятельности среди коренных жителей христианских миссионеров. И его
следующие фильмы тоже содержали в себе этот ингредиент – киноосвоение чужих и
чуждых территорий. Бальмес первым из «белых» сделал фильм о гуманитарном аспекте
промышленной революции в Китае – это было «Достойное производство», в котором
бестрепетные северяне, менеджеры Nokia, браво осваивали неисчерпаемый
«человеческий ресурс» огромной страны. Потом он первым заглянул за двери святая
святых американской всесторонне застрахованной жизни – за двери одной из самых
мощных страховых компаний США.
А потом двинулся еще дальше – теперь уже во времени – к «Малышам», «цветам
жизни», но, главное, росткам общепланетского будущего.
В своих фильмах Бальмес не только поднимает острые социополитические и этические
вопросы современности, но и разрабатывает оригинальный авторский киноязык,
который связан эстетической общностью с американским direct cinema («прямое
кино») и российско-советской документальной школой. Бальмес очень ценит то, что
исследует, – мир в его подлинности. Главный творческий метод режиссера –
внимательное кинонаблюдение с минимальным вмешательством автора в происходящее
перед его объективом. Его объективом – это буквально, ведь Бальмес еще и
оператор всех своих фильмов. И, возможно, поэтому никогда не прибегает к такого
рода инструментам, как закадровый текст или прямая провокация, предпочитая иметь
дело с художественными образами, естественно поставляемыми самой реальностью.
В мини-ретроспективу режиссера на «Артдокфесте-2010» вошли 3 фильма:
«Христос приходит к папуасам» – о деятельности христианских миссионеров на
островах Папуа-Новая Гвинея и ее парадоксальных результатах.
2001.
90 минут
«Страховой случай» – о рабочих буднях американского страхового агентства и его
сотрудниках, вынужденных проживать свою жизнь среди чужих смертей. 2005.
72 минуты
«Малыши» – об этапе жизни четырех землян (из Монголии, Японии, США и племени химба в Намибии) от первого вздоха до первых шагов. 2009.
84 минуты