На «Дожде» прошло вручение XXII Национальной Премии «Лавровая ветвь»
10 декабря 2021 года на телеканале «Дождь»* состоялась церемония вручения ХХII Национальной Премии в области неигрового кино «Лавровая ветвь».Впервые в истории премии она состоялась в телевизионном формате, при участии всех номинантов, некоторые из которых пришли в студию, а некоторые подсоединились онлайн. Ведущей церемонии стала Анна Монгайт. Также эфир сопровождали онлайн - музыкальная группа из Санкт-Петербурга «Сегодня ночью» и оффлайн - Вася Обломов.
Вручение первой премии - За вклад в документальное кино - было показано в записи, оно прошло в середине ноября на одной из станций Берлинского метрополитена. Виталий Манский лично вручил статуэтку режиссеру Виктору Косаковскому и попросил его под стук поездов сказать небольшую речь.
«Отдали кинематограф на растерзание негодяем, и они главенствуют, и они не дают дорогу молодым. И мы не помогаем молодым. И это страшно. Наверное, мы должны сделать бунт в кинематографе сейчас, если мы не можем сделать бунт в стране, и хотя бы дать дорогу молодым, чтобы у них был шанс делать честное, светлое, благородное... благородное, настоящее искусство. Нам надо забыть разногласия, тем, кто в одной лодке и очистить дорогу для молодых, чтобы они могли пробовать, ошибаться и творить», - так сказал Виктор Косаковский.
Лауреатами премии стали:
Лучший кинофильм - «Остров», реж. Светлана Родина, Лоран Ступ
Право открывать конверт досталось режиссеру, члену жюри "Лавровой ветви" Андрею Грязеву. Светлана и Лоран присоединились к церемонии онлайн из Швейцарии, рассказали, что сегодня у них повалил снег, и они чувствуют себя как в России. Статуэтку они получат лично в апреле, когда их картина "Остров" будет участвовать в конкурсной программе российского "Артдокфеста".
Лучший телефильм - F@ck this job, реж. Вера Кричевская
Победителя объявила режиссер, член жюри "Лавровой ветви" Елена Ласкари. Вера Кричевская (онлайн из Лондона) в ответном слове, с трудом сдерживая слезы, процитировала финал сегодняшней речи Дмитрия Муратова на вручении Нобелевской премии мира - о собаках и караване.
Лучший научно-популярный, просветительский фильм (им. Льва Николаева) - «Робот, я люблю тебя?», реж. Юлия Киселева
Вскрыть конверт доверили режиссеру и продюсеру Алексею Ханютину, члену как большого жюри "Лавровой ветви", так и ее отборочной комиссии. Алексей Юрьевич, прежде чем объявить победителя, произнес небольшую речь в поддержку научно-популярного кино. «В советское время, при всех его недостатках, наука пользовалась уважением. Быть ученым было престижно. Государство всячески поддерживало кинематограф, который науку пропагандировал. Существовала целая сеть киностудий, которые ежегодно производили сотни научно-популярных и просветительских фильмов. Потом что-то пошло не так, студии захирели и закрылись, а на телеэкранах воцарились чудотворцы, экстрасенсы, сомнительные целители. Результат не замедлил сказаться: мы оказались в каком-то ментальном средневековье. Ученых еще не сжигают на кострах, но уже охотно сажают в клетки. Нынешние проблемы с вакцинацией - одно из очевидных последствий тотального мракобесия. Поэтому номинация "Лучшийй научно-популярный, просветительский фильм" кажется мне сейчас особенно актуальной и важной. И нашей благодарности и лавров заслуживают все авторы, которые работают в этом жанре, пропагандируют научные знания, рациональный взгляд на мир и просто здравомыслие», - сказал он.
Юлия Киселева в ответной речи поблагодарила за речь Алексея Ханютина и команду, которая создавала фильм и снималась в нем. "У нас настолько быстро развиваются технологии, что мы не успеваем их осознать, и кино - это то пространство, которое помогает нам это делать", - добавила она.
Лучший арт-фильм - «Расторгуев», реж. Евгения Останина
Объявить победителя выпало Марине Разбежкиной, она выходила на связь со студией онлайн. Марина Александровна рассказала, что два дня боролась с искушением открыть конверт, который ей привезли домой, а затем произвела вскрытие. Евгения Останина получала приз в студии, она поблагодарила свою команду и людей, которые помогли ей сделать картину, в том числе и продюсера Евгения Гиндилиса, который также находился на "Дожде" и поздравил Евгению в прямом эфире. Пожелавший высказаться Виталий Манский второй раз за вечер вспомнил слова Дмитрия Муратова: «Он сказал очень точную фразу, процитировал Роберта Капу "Если снимок недостаточно хорош, то значит ты не достаточно близко подошел к событию". И мы сегодня говорим о нашем коллеге Александре Расторгуеве, который всегда подходил предельно близко, настолько близко, что он внедрялся в событие, в этот костер, и невозможно было в этом костре не обгореть. Если не будет таких авторов, которые будут иметь смелость входить в событие и гореть вместе с ними, не будет никакого движения вперед и понимани той трагедии, в которой мы все находимся, и из которой нам нужно выбираться».
Лучший дебют - «Лыжня», реж. Никита Сташкевич
Открывал конверт в этой номинации традиционно президент премии Виталий Манский. Но перед этим напутствие для молодых авторов произнес Виктор Косаковский. Вот его вторая за вечер речь, целиком:
«Я хотел извиниться, видимо, я совсем уже разучился говорить по-русски, я говорю, видимо, какую-то невнятность. Я хотел извиниться перед молодыми, что мы оставили им руины. Что мы не спасли Сашу Расторгуева, не спасли тех людей, которых сумели подкупить власти, не спасли тех, кто вынужден был уехать. Не поддержали. Я желаю вам быть вместе. Я желаю вам помогать друг другу. Я желаю вам беречь друг друга. Я желаю вам не разрешать друг другу повторяться. Я желаю вам искать свежее, новое и видеть красоту даже в это страшное время. Я желаю вам быть счастливыми, когда вы снимаете кино. Я желаю вам быть счастливыми, когда вы его монтируете. Я желаю вам не забывать, что Сашу убили, что Навальный сидит в тюрьме ни за что, что Дмитриев сидит в тюрьме. Я желаю вам помнить, что это самое лучшее на земле - видеть красоту даже когда это невозможно, красоту этого удивительного мира. Спасибо всем. Берегите эту профессию. Ничего лучше на свете не бывает. Удачи вам».