•       2007
  •       2008
  •       2009
  •       2010
  •       2011
  •       2012



АРТДОК 2008

Гран-при "АРТДОКФЕСТ 2008" фильм "Следующее воскресенье" режиссер Олег Морозов


кадр из фильма


режиссер фильма

Лучший полнометражный фильм "Идише мама" Фима Шлик Генадий Кучук (Израиль)


кадр из фильма


режиссеры фильма

Лучший короткометражный фильм "Прыжок" Таисия Решетникова


кадр из фильма


режиссер фильма

Специальный приз жюри "Мальки и мамки" Александр Расторгуев, Сусанна Баранжиева


кадр из фильма


режиссеры фильма

С 6 по 12 декабря 2008 года, в Москве прошел второй фестиваль авторского документального кино "АРТДОКФЕСТ".
Второй АРТДОКФЕСТ совершил качественный рывок по многим показателям:
Увеличено колличество площадок с одной до четырех, и время показов суммарно с 18 часов до 75 часов. В разных программах было представлено 69 фильмов. Количество зрителей увеличилось с 1 100 человек в 2007 году до 10 000 в 2008 году, при этом приходилось организовывать дополнительные показы некоторых фильмов по причине переполненности большого зала на 700 мест;
Помимо показа только конкурсной программы в 2007, проводилось еще шесть специальных программ а это 50 фильмов из 12 стран мира.
В рамках фестиваля состоялось 19 российских премьер отечественных и зарубежных фильмов. В работе фестиваля участвовали гости из Франции, Германии, Швейцарии. США, Израиля, Финляндии, Литвы, Латвии и многих регионов России.
Прошли круглые столы, мастер классы, презентации новых технологий, был организован единственный в России шоу кейс отечественного документального кино. Показ каждого фильма сопровождался обсуждением с авторами, некоторые из которых длились до трех часов.
Можно смело сказать, что "АРТДОКФЕСТ" стал главным фестивалем документального кино проводимым в столице России.

КОНКУРНАЯ ПРОГРАММА «АРТДОКФЕСТ 2008»

ЖЮРИ

Александр Роднянский – председатель
Татьяна Друбич
Олег Кулик

СПИСОК ФИЛЬМОВ АРТДОКФЕСТ

1. «9 забытых песен»
ВГИК

Автор сценария
Галина Красноборова
Режиссер
Галина Красноборова
Оператор
Оксана Грачева
19 минут

Документальная притча о проклятии, насылаемом предками. О людях из народа коми, для которых такие вещи все еще реальны. И реальнее многих вполне материальных вещей.


2. «52 процента»
Eureka Media (Польша)

Режиссер
Рафал Скальски
Оператор
Якуб Гиза
Монтаж
Цецилия Пацура
Продюсер
Кшиштоф Копчиньски
20 минут

52 процента – идеальное для балета отношение длины ног танцовщицы к росту. Этот критерий – один из важнейших для приема детей в Академию Русского балета в Санкт- Петербурге. У 7-летней Аллы всего два месяца, чтобы исправить основополагающую пропорцию своего тела. Или в Академию ее не примут.


3. «Банный день»
Кинокомпания «29 февраля»

Авторы сценария
Алексей Федорченко, Вячеслав Петухов
Режиссер
Алексей Федорченко
Оператор
Вячеслав Петухов
Продюсеры
Дмитрий Воробьев, Алексей Федорченко
29 минут

«Человека нельзя разрубить саблей пополам – силенок не хватит, а вот голову срубить, так запросто», – так рассуждает столетний дед Константин, выбирая березовый веничек. И ему можно верить – он знает.


4. «Без войны»
Студия «Остров»

Автор сценария
Александр Габрильян
Режиссер
Александр Габрильян
Операторы
Сергей Косенчук, Сергей Плечинцев, Александр Габрильян
Продюсеры
Сергей Мирошниченко, Александр Балашов
52 минуты

Фильм о «краповых беретах», бойцах спецподразделения «Вятич», которые несут службу в Чечне. О войне, о мире и о том, насколько зыбкая граница отделяет друг от друга эти понятия в сознании людей на Северном Кавказе


5. «Вечная репетиция»
Studio EFEF/ FRANKFILM (Израиль)

Автор сценария
Герц Франк
Режиссер
Герц Франк
Операторы
Герц Франк, Виктор Гриберман
Композитор
Ави Беньямин
Продюсер
Сузанна Зиленски, Герц Франк, Гунтис Трактерис
Экранная версия –106 минут
Телеверсия – 52 минуты

В 1991 году московский режиссер Евгений Арье с горсткой эмигрантов из СССР основал в Израиле театр «Гешер», что на иврите означает «мост». Мост между людьми. Мост между культурами. А теперь и между видами искусства. Ведь «Вечная репетиция» – сплав театра и документального кино, мост между их языками.


6. «В лето 7515-е от сотворения мира»
Киностудия «Сирин»

Автор сценария
Ольга Стефанова
Режиссер
Ольга Стефанова
Оператор
Ольга Стефанова
Композитор
Дарья Полевая
Продюсер
Игорь Гелейн
52 минуты

Летом 2007 года группа из четырех вулканологов высадилась в бухте Медвежья на острове Итуруп Большой Курильской гряды. Цель экспедиции – изучение вулкана Кудрявый, самого горячего на планете. Вулканологам предстоит прожить на острове 2 месяца. И эта часть их жизни пройдет вдали от душных городов, от требовательной цивилизации, от бесконечной суеты… С момента сотворения мира прошло, как считается, 7515 лет, а вот на Итурупе с тех пор, кажется, не изменилось ровным счетом ничего…


7. «Добро пожаловать в Энурмино!»
Телекомпания «Этно – Онлайн»

Автор сценария
Алексей Вахрушев
Борис Караджев
Режиссер
Алексей Вахрушев
Оператор
Никита Хохлов
Композиторы
Андрей Зеленский, Любовь Тверская
60 минут

Больше 6000 км от российской столицы. Побережье Чукотского моря. Село Энурмино. Попасть сюда и выбраться отсюда можно только чудом. Но если задаться вопросом, где же настоящая Чукотка, ответ очевиден: в Энурмине, конечно.


8. «Идише мама» (Израиль)

Авторы сценария и режиссеры
Фима Шлик, Геннадий Кучук

Авторы фильма нарушили "границы дозволенного", выбрав для своей работы заведомо провокационную тему: напряженные межэтнические отношения в рамках одной отдельно взятой семьи, где готовились к свадьбе выходца из бывшего Союза и девушки-эфиопки! Правомерен вопрос, имел ли право сын режиссер паблисити ради выносить на широкий общественный суд сор из избы. Это - самые интимные подробности взаимоотношений с собственной матерью, не нарушена ли здесь одна из основополагающих наших заповедей об уважении к родителям?!…


9. «Лирика»
Студия «Пропеллер Продакшн»

Режиссер
Петр Шепотинник
Операторы
Анатолий Терещенко, Алексей Кочкин, Денис Алферов
Звукрежиссер
Андрей Коринский
Продюсеры
Григорий Подземельный, Олег Штром
52 минуты

Авторы на протяжении одного года трижды – осенью, зимой и весной – встречались с Андреем Андреевичем Вознесенским в его легендарном переделкинском доме. Эти встречи и составили основу картины, чей жанр крайне далёк от привычных представлений о фильме-биографии. В картине также приняли участие жена и муза мастера писатель Зоя Богуславская, кинодраматург и поэт Юрий Арабов, актеры Чулпан Хаматова, Ирина Розанова, Александр Яценко и Марина Полицеймако.


10. «Мальки и мамки»
Студия «Кино»

Автор сценария
Сусанна Баранжиева
Режиссер
Александр Расторгуев
Операторы
Эдуард Качеджиян, Антуан Качеджиян
Композитор
Петр Назаретор
92 минуты

Женщина по фамилии Гора, мыкаясь без крыши над головой, в 39 лет родила от сына подруги. Ванька получился мальчишкой смышленым и ладным. Его, сейчас уже восьмилетнего, мы наблюдаем с момента рождения. Калейдоскоп событий: зоопарк, мормоны, городская баня... Но в жизни матери и сына все перевернуло письмо Вани самому Путину.


11. «Между медведем и волком»
Bel Air Media (Франция)

Автор сценария
Денис Снегирев
Режиссер
Денис Снегирев
Композитор
Andy Soto
Продюсер
Франсуа Дюпле
112 минут

Хроника одних суток из жизни провинциального города N. и судебного процесса над редактором правозащитной газеты. Галерея персонажей: ветераны войн, правозащитники, «наши», городские чиновники, энтузиасты, функционеры, старики и молодежь, врачи и пациенты. Но всех их объединяет одна боль – война в Чечне.


12. «Один в четырех стенах»
Linger On Filmproduction (Германия)

Автор сценария
Александра Вестмайер
Режиссер
Александра Вестмайер
Оператор
Иниго Вестмайер
Продюсеры
Иниго Вестмайер, Александра Вестмайер
85 минут

Фильм о подростках, совершивших преступления. Обычно в них видят только преступников. Они – заключенные и находятся в специальном, закрытом учреждении. Но, может быть, впервые в жизни им не надо бороться за существование, не надо выживать. Впервые они могут быть теми, кто они есть, – детьми.


13. «Отбытие»
СПбГУКиТ

Автор сценария
Анна Савченко
Режиссер
Анна Савченко
Оператор
Анна Савченко
Композитор
Николай Буган
Продюсер
Дмитрий Сидоров
26 минут

Как провожают поезда? Как провожать тех, кого любишь, с кем не хочешь расставаться? Как уезжать от любимых? Платформа вокзала – публичное место. И место самых интимных переживаний.


14. «Пограничное состояние»
КИНОТЕАТР.DOC

Автор сценария
Владислав Резниченко
Режиссер
Владислав Резниченко
Оператор
Владислав Резниченко
Продюсер
Михаил. Синев
88 мин

Ольга Бокова живет в приграничном с Китаем городке на Дальнем Востоке. Бывшая учительница русского языка, сейчас «челночит». Старшая дочка – отличница, способная танцовщица младшая, родители живы-здоровы, трехкомнатная квартира. Но счастья нет. Как и многим из нас, изменения в себе и в жизни даются Ольге мучительно трудно. На другом берегу Амура, в стремительно растущем пёстро-праздничном Китае, можно забыть о старых бедах и домашних неурядицах. Но жизнь неумолима – и приходится возвращаться. Потому что счастья «где-то там» не бывает.


15. «Поднебесье»
Киностудия «Преображение»

Автор сценария
Вера Водынски
Режиссер
Вера Водынски
Оператор
Алексей Тодоров
Композитор
Алексей Айги
Продюсер
Алексей Тодоров
24 минуты

Юные воспитанники Ковалевского Православного детского дома должны выполнить миссию: в день Преображения Господня отслужить божественную литургию на горе Эльбрус. Хроника восхождения разворачивается на фоне жизни мальчиков в Православном детском доме.


16. «Представление»
Санкт-Петербургская Студия документальных фильмов

Автор сценария
Сергей Лозница
Режиссер
Сергей Лозница
Операторские съемки – архивные материалы 50-70 х. гг.
Звукорежиссер
Владимир Головницкий
Продюсеры
Вячеслав Тельнов, Хайно Деккерт
83 минуты

В советское время регулярно создавались и выходили на экраны киножурналы «Наш край», «Время, вперед!» и т.п. Они состояли из сюжетов о жизни страны и были построены по газетному принципу: начинались большой политикой и заканчивались новостями культуры и спорта. Киножурналы делались по преимуществу в целях пропаганды «советского образа жизни» и очень нечасто в них можно увидеть жизнь людей. Но материалом для картины стали именно такие сюжеты киножурналов 60-х из архива Санкт-Петербургской студии документальных фильмов.


17. «Прыжок»
ВГИК

Автор сценария
Таисия Решетникова
Режиссер
Таисия Решетникова
Оператор
Юлия Овчинникова
10 минут

Любое жизненное решение может в корне изменить судьбу. А что, если тебе всего 16 и от тебя зависит жизнь другого человека? Только стоя на краю, можно осознать, что тебе по-настоящему дорого. Фильм о моменте выбора.


18. «Ракушка»
Студия Дмитрия Лавриненко

Автор сценария
Дмитрий Лавриненко
Режиссер
Дмитрий Лавриненко
Оператор
Дмитрий Лавриненко
Композитор
Антон Лубченко
Продюсер
Дмитрий Лавриненко
40 минут

«Ракушка» – обиходное название разборного гаража. Но случилось так, что для пенсионеров Карасевых «ракушка» стала домом на 79 дней. Они пережили не только дискомфорт, но и горечь несправедливости, чувство протеста, безнадежность. Карасевы чуть было не погибли… Что такое социальный протест в наше время и в нашей стране? И какие формы может принять отчаяние?


19. «Синхроны»
Константин Шабалдин

Автор сценария
Константин Шабалдин
Режиссер
Константин Шабалдин
Оператор
Константин Шабалдин
30 минут

Главный герой, много лет назад преданный родственниками, теперь и сам, после супружеской измены, оказывается в глазах жены и детей предателем. Предательство имеет свою эволюцию.


20. «Следующее воскресенье»
Олег Морозов

Автор сценария
Олег Морозов
Олег Дане
Режиссер
Олег Морозов
Операторы
Олег Морозов
Лариса Бех
Игорь Рязанцев
Продюсер
Герман Лоренц
88 минут

Фильм о жизни, о смерти, о людях, подошедших вплотную к границе между первым и вторым. И о любви, самом ярком проявлении жизни.


21. «Человек из меди»
Студия «Остров»

Автор сценария
Мария Миро (Мирошниченко)
Режиссер
Мария Миро (Мирошниченко)
Оператор
Николай Карпов
Композитор
Андрей Дойников
20 минут

Город Карабаш – одна из самых экологически неблагополучных точек на карте мира. Медеплавильный комбинат, работа которого привела к столь плачевному результату, существует уже больше века. Тут сменилось несколько поколений рабочих и несколько поколений властей. Автор фильма задается вопросом: рабочий человек – раб, безразличный к тому, что будет с землей, на которой он живет, или он может быть личностью свободной, а следовательно, ответственной?

ЖЮРИ:
Александр Роднянский – председатель
Татьяна Друбич
Олег Кулик



Александр Ефимович Роднянский
родился в 1961 году в г. Киеве. Окончил факультет кинорежиссуры Киевского университета театрального искусства им. И. Карпенко-Карого (мастерская режиссера Феликса Соболева). Признанный кинодокументалист и продюсер. Режиссер таких фильмов как "Свидание с отцом", "Миссия Рауля Валленберга", "Марш живых", "Прощай, СССР". С 1983 по 1990 гг. работал на киностудии "Киевнаучфильм". С 1990 по 1994 гг. - генеральный продюсер и режиссер кинокомпании Innova Film (Германия), режиссер киностудии "Контакт" (Украина). Лауреат более 20 международных кинофестивалей. Трижды лауреат и многократный номинант главной кинематографической награды СНГ - премии "Ника".

С 1995 г. - основатель, генеральный директор и генеральный продюсер крупнейшего независимого телеканала Украины "1+1".С 1997 г. - Президент Телевизионной академии Украины. С 2002 г. - генеральный директор телеканала СТС. С 2004 г. - Президент компании "СТС Медиа". Продюсер фильмов "Две луны, три солнца", "Первая любовь", "Восток-Запад", "Водитель для Веры", "9 рота", телесериалов "День рождения Буржуя", "Моя прекрасная няня", "Не родись красивой" и др.

Секретарь правления Союза кинематографистов Украины. Академик Российской Академии кинематографических искусств "Ника". Член Правления Академии Российского телевидения. Ассоциированный член Международного Совета Национальной Академии телевизионного искусства (США). Заслуженный деятель искусств Украины. Председатель попечительского совета кинофестиваля "Кинотавр".



Татьяна Друбич
по праву считается самой интелигентной актрисой Российского кино. Однако, кинокарьера, по словам самой актрисы, - цепь случайных совпадений, которых могло не быть. В возрасте 13 лет она снялась в героико-приключенческом фильме Инны Туманян «Пятнадцатая весна», так состоялся дебют Татьяны в кино. Вторым фильмом стала лента Сергея Соловьева «Сто дней после детства», которая снималась в 1975 году. Не смотря на две успешные роли в кино, Татьяна отказалась поступать во ВГИК, где ее ждали, а закончила вечерний факультет Московского медицинского стоматологического института им. Семашко и стала работать врачом в районной поликлинике. В то же время Татьяна изредка снимается в кино и все чаще попадает на обложку журнала «Советский экран». После не слишком удачной роли у Павла Арсенова в «Смятении чувств», Татьяна Друбич вновь оказалась на съемочной площадке у Соловьева, ставившего «Спасателя». Эта лента не осталась незамеченной, и вскоре последовали новые совместные работы Соловьева и Друбич. В конце 1980-х годов Татьяна Друбич исполнила главные роли в знаменитых фильмах «Асса» и «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви». В арсенале актрисы и другие интересные работы: у Романа Балаяна в картине «Храни меня, мой талисман», у Станислава Говорухина в экранизации детективного романа Агаты Кристи «Десять негритят» и у Эльдара Рязанова в комедии «Привет, дуралеи!», в драме Александра Зельдовича «Москва».



Олег Борисович Кулик
родился в 1961 году в г.Киеве. В 1979 году окончил киевскую Художественную школу, а в 1982 году там же окончил геологический институт. В настоящий момент является одним из самых ярких представителей своего поколения и самым известным художником на международной художественной сцене. Он – участник международных музейных проектов (Гентский музей современного искусства; Венецианская биеннале 1997, 2001, 2003 годов; Tate Modern; Музей Lehmbruk в Дуйсбурге; Музей Фрейда в Лондоне; Биеннале в Валенсии; Биеннале в Сан-Пауло; Музей современного искусства в Риме; Музей современного искусства в Антверпене; Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке и Бильбао). Произведения Кулика находятся в собраниях крупнейших музеев мира. За свою сравнительно недолгую творческую карьеру Олег Кулик пробовал себя в разных жанрах. В рамках перфоманса художник исследовал поля Культуры. Известен знаменитым перфомансом – «человек-собака» и инсталляцией «Теннисистка». Творчество Олега Кулика - своего рода синтез основных вопросов современного искусства. Кулик – один из самых интересных представителей художественного сообщества, яркая фигура, много делающая для пропаганды современного искусства у самой широкой аудитории, в том числе молодежной.

Вне конкурсные программы:

«ПРЕДВКУШЕНИЕ»


Программа, предшествующая конкурсным просмотрам. В программу включены фильмы представленное на соискание Премии «Лавровая ветвь»-2008 в номинации «Арт-кино». Фильмы, представляющие документальную среду (вполне питательную), среди которых зрители имеют шанс найти свои «деликатесы». Представление этой программы и создает у заинтересованного зрителя предвкушение завташнего дня неигрового кинематографа.

"Травматизм" Наталья Меркулова – 25 минут
"Россошь... Регтайм" Пулат Ахматов – 52 минуты
"10 000 километров" Андрей Стволинский – 36 минут
"Такая жизнь" Максим Дубовицкий – 20 минут
"Барониха и барон" Надежда Попова – 22 минуты
"Зина жила - была" Александр Белобоков - 26 минут
"Восхождение" Павел Медведев – 58 минут
"Свадьба для чайников" Владимир Логинов – 59 минут
"Не от мира сего" Владимир Головнев – 23 минуты
"Дом на реке" Феликс Якубсон – 52 минуты
"Москвадва" Максим Гуреев – 20 минут
"Опаньки" Виктор Наймушин – 16 минут
"Охота за ворота" Наталья Мещанинова – 55 минут

МУЗDOC музыка в документальном кино

Лучшие умы, руки и глаза мировой кинодокументалистики бьются над проблемой обновления ее языка – поскольку напор визуального из всех медиа- и виртуальных щелей нарастает и ставит перед документальным кино вопрос о самосохранении. Но пока они –умы, глаза и руки – заняты, мы намерены всмотреться в кино, значительной содержательной и выразительной составляющей которого стала музыка. Не кроется ли ответ на тягостные документалистские вопросы в «муздоке» – в его ритмическом монтаже, экспрессивной съемке, в конце концов, в его вроде бы скромной вторичности – по отношению к главному герою, музыке?

«Танцуй, черная Америка» Д. А. Пеннебейкер

«Зелеыый театр в Земфире» Рената Литвинова

«Да будет свет!» Мартин Скорсезе

«Грязь и ярость» Джулиэн Темпл

«Пьяный матрос» Сергей Бодров

«ЯЩИК 2008» - Избранное

С кем не поговоришь, никто, оказывается, не смотрит телевизор. При этом непонятно, откуда берутся все эти заоблачные «доли» и рейтинги, о которых неизменно рапортуют социологи. Однако, симптоматично, что смотреть телевизор стало несколько… немодно. Тем временем наше ТВ, вопреки культу «долей» и рейтингов, еще в силах поставлять пищу для пытливого ума. В программу «Ящик-2008» она и вошла – «пища» для неспокойного телезрителя, для того, кто еще не поставил на ТВ крест… Фильмы, обладающие бОльшим, чем требуют телеформаты, потенциалом – эстетическим, публицистическим, иногда потенциалом скандала, а, бывает, даже и философским. Словом, смысл программы – показать, что «ящик» наш не только то, во что российское общество рискует «сыграть».

Премия «Лавровая ветвь» представляет наиболее яркие телефильмы года

"У нас здесь как сад, никакой печали" Культура
Авторы Михаил Демуров, Виктор Эпштейн – 52 минуты

"Жизнь на ощупь" ТВЦ
Автор Михаил Дегтярь – 30 минут

"Проклятые вопросы бытия" ГТРК Новосибирск
Автор Павел Головкин – 23 минут

"Холотропное дыхание. Тайна рождения" ТНТ
Автор Эдуард Сагалаев – 48 минут 29 секунд

"Владимир Высоцкий и Марина Влади. Последний поцелуй" Первый канал
Авторы Наталия Гугуева и Аркадий Коган – 52 минуты

"Гибель Империи. Византийский урок" РТР – Россия
Автор Архимандрит Тихон (Шевкунов) – 70 минут

"Продавец крови" РЕН-ТВ
Автор Елена Погребижская – 48 минут

«Выбор Роднянского» Мировая документалистика – Избранное

Программа составленна Председателем жюри «АРТДОКФЕСТ 2008» из документальных картин повлиявших на его формирование как режиссера документалиста.
«Улица Поперечная» Ивар Селецкис
«Первая любовь» Кшиштоф Кислевский
«Высший суд» Герц Франк
«Без солнца» Крис Маркер / Sans Soleil Chris Marker «Коянискаци» Годфри Реджио / Koyaanisgatsi Godfrey Reggio

МИРОВОЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО ИЗ НИОНА

Фильмы кинофестиваля Visions du Réel («Образы реальности», г. Нион, Швейцария)

Неигровое кино сейчас – это шоу или исследование? Оно обязано быть честным с героем или имеет право на провокацию? Где границы между игровым и неигровым кино? И между автором и рассказчиком? Вообще, в чем природа искусства документалистики? Вопросами такого рода и задается кинофестиваль Visions du Réel, один из самых уважаемых в мире. А потому, программа, составленная из фильмов, показанных на фестивале последние 5 лет, не только дает представление о лучших образцах мировой документалистики. Она еще и демонстрирует, насколько же это мировая штука, неигровое кино. Сколько в нем на самом деле игры; как неожиданно и революционно в нем работают мастера кино игрового; на какую оно способно откровенность – вплоть до эксгибиционизма; как оно одно может сопереживать одинокому человеку…

Программу представляет директор Visions du Réel Жан Перре, неугомонный исследователь ресурсов языка неигрового кино и отважный программер. Не упустите шанс получить порцию подлинно мирового из первых рук.

Фестиваль « Visions du Réel » г. Нион Швейцария представляет актуальную мировую документалистику

«Дневник женатого человека»
Diary of a Married Man
22 мин.
2005
Лех Ковальский
Lech Kowalski
Франция–США
France/USA
Пуританам лучше не смотреть. Извращенный секс – единственное, что заставляет чувствовать себя живым немолодого, благополучного, женатого мужчину… Неизбывно и безысходно одинокого человека… Готового перейти все границы допустимого поведения и бросить в лицо социуму все его табу.

«Корсет Наоми»
Ha Hagora Chel Naomi
57 мин.
2005
Жерар Аллон
Gerard Allon
Израиль
У 10-летней Наоми синдром Уильямса. А проще говоря, она горбунья. И вынуждена 23 часа в сутки носить жесткий стальной корсет. Но она не намерена мириться с несвободой, с ограничениями… Или тем, что режиссер фильма о ней – ее отец. Нет, Наоми сама будет решать, что и как будет сниматься, это она – истинный и полноправный автор «Корсета Наоми». Однако, «второму» режиссеру удалось превратить год, в течение которого он снимал дочь перед операцией на позвоночнике, в кинохронику своих с ней отношений и внутренних изменений в Наоми.

«Магазинчик Роже Тупена»
Roger Toupin, épicier variété,
97 мин.
2003
Бенуа Пилон
Benoit Pilon
Канада
Мсье Тупен живет в этом доме и в этом районе Монреаля с рождения. Его крошечный магазинчик стал чем-то вроде клуба для таких же, как он сам, старожилов. Но скоро магазинчик придется закрыть – ничто не вечно. Кроме радости, потерь, одиночества и воспоминаний.

«Первый день»
The First Day
10х10 мин.
2000–2006
Фернанд Мельгар
Fernand Melgar
Швейцария
Первая работа, первое путешествие, первое свидание, первый ребенок. Фрагменты реальности пойманы фильмом здесь и сейчас. Опыт того, что случается с нами впервые, нередко становится сущностным, экзистенциальным. Но часто ли документалистике удается сделать его нашим, зрительским, достоянием?

«Письмо от желтого цветка вишни»
Letter from a Yellow Cherry Blossom
65 мин.
2002
Наоми Кавасэ
Naomi Kawase
Япония
Он был самым большим провокатором среди фотохудожников. И однажды совершил даже более радикальный поступок, чем в творчестве, – позвонил Кавасэ и сказал: «Я не проживу больше двух месяцев. Хочу, чтоб ты снимала меня до моего последнего вздоха». Режиссер взяла камеру и поехала в тот токийский хоспис, где жил теперь старый друг. И где она сняла не дневник умирания, а часть жизни человека, которому всегда сопутствует вдохновение.

«Пять»
2004
74 мин.
Аббас Киаростами
Abbas Kiarostami
Франция – Иран
Совершенно «прямое кино». Прямее только футбольная трансляция. Пять кадров, каждый из которых снят статичной камерой и с имитацией одного плана. «Героями» становятся раскачиваемые прибоем обломки доски, собаки, гуси, кваканье лягушек. И даже люди, как ни странно… Прямые репортажи по мановению режиссера превращаются в мифы – что так же удивительно, как если бы колонка новостей на наших глазах превращалась в сагу. Так Киаростами одним планом и кадром демонстрирует сущность кинодокументализма – извлечение художественного образа из комковатого сырья реальности.

«Тень»
Kage
26 мин.
2004
Наоми Кавасэ
Naomi Kawase
Япония
Киносъемка. Но ни предварительной договоренности, ни сценария. Только пожилой оператор и молодая актриса. Режиссер пригласила ее на съемки, сообщив лишь, где они состоятся и что займут не больше пары часов. Актриса приехала и… попала в «предлагаемые обстоятельства». И доказала: разница между реальными чувствами и актерской игрой важна не всегда.

Победители Премии Лавр в номинации «АРТ кино» 2004-2007

Номинация Премии Лавр за лучший АРТ фильм была учреждена в 2004 году фондом Эдуарда Сагалаева. И фильмы победители уже сегодня вошли в золотой фонд документального кино. Можно сказать, что эта номинация и послужила предтечей появления фестиваля «АРТДОКФЕСТ»
«Мирная жизнь» Павел Костомаров, Антуан Каттин
«Под открытым небом» Арман Ерицян
«Жар нежных. Дикий, дикий пляж» Александр Расторгуав
«Семена» Войцех Касперский
«Свято» Виктор Косаковский
«Мать» Павел Костомаров, Антуан Каттин

Документальное кино по билетам «Вечерний сеанс»

Одна из задач АРДОКФЕСТа возрадить интерес к настоящему документальному кино у массового зрителя, и тем самым привлечь его в кинотеатры по всей стране на просмотры документального кино в кинопрокате. Студия «Вертов. Реальное кино» представляет две картины Виталия Манского в режиме предпрокатных премьер и фильм Алексадра Расторгуева, который практически не знаком массовому зрителю.

«Девственность» Виталий Манский 2008г. 86 мин.

«Рассвет/Закат. Далай Лама 14» Виталий Манский 2008г. 72 мн.

«Жар нежных. Дикий. Дикий пляж» Александр Расторгуев 2006. 120 мин.