Иосиф Маркович Бакштейн - искусствовед, художественный критик, куратор. Директор Института проблем современного искусства.

1968 год — окончил Московский институт электронного машиностроения, факультет автоматики и вычислительной техники.
1985 год — защитил диссертацию в Институте социологии. Кандидат философских наук.
С 1995 года — член АИС.
С 1991 года — ведущий научный сотрудник Института культурологии Российской Академии наук.
С 1991 года — директор Института проблем современного искусства (Москва).
С 2001 года — заместитель генерального директора ГМВЦ РОСИЗО.
С 2003 года — заведующий Сектором современной художественной культуры Российского Института культурологии.

Основные кураторские проекты
• 2002 год — Video-Zone (сокуратор), Биеннале видеоарта, Тель-Авив, Израиль
• 2002 год — Сергей Братков. Комиссар/куратор российской экспозиции на 25-й Биеннале в Сан-Паулу, Бразилия
• 2002 год — Мона Хатум, «Мера дистанции», ЦДХ, Москва, Россия
• 2000 год — Inverse Perspectives (D. Almond, S. Bratvov, A. Bule, K. Geers, L. Gorlova, T. Hunter, A. Keskula, V. Komar, A. Melamid, R. Meel, St. Laurent, E. Rakauskaite, E-L. Semper, A-S. Siden, J. Vinitsky), Художественный центр Edsvik, Стокгольм, Швеция
• 1999 год — Комар&Меламид, Collaboration with Animals, Российский павильон на 48-й Венецианской биеннале, Италия
• 1995 год — «Антигерои». Ноэль Хардинг (Канада). ЦДХ, Москва
• 1995 год — «Частный взгляд на войну». Музей «Дома на набережной», Москва
• 1994 год — «Новое в некрореализме». Евгений Юфит. Профсоюзная, 100, Москва
• 1994 год — «20 лет Бульдозерной выставке». Профсоюзная, 100, Москва
• 1993 год — Stalin’s Choice: Soviet Socialist Realism 1932—1956 («Выбор Сталина: советский соцреализм 1932—1956»; совместно с Аланой Хейсс), PS1, Нью-Йорк, СШA
• 1993 год — «Монументы: трансформация для будущего». ИСИ, ICI, ЦДХ, Москва
• 1992 год — «Сердца четырех». ЦДСА, Москва
• 1992 год — Выставка в Бутырской тюрьме, Москва
• 1991 год — «Prospects of Conceptualism» («Перспективы концептуализма»), PS1 — Clocktower, Нью-Йорк, США
• 1991 год — «Оптика взгляда». Мария Серебрякова и Ида Аппельбрук. Пересветов пер., Москва
• 1991 год — «Посещение». Пересветов пер., Москва
• 1990 год — «Prospects of Conceptualism». Art Gallery of the University of Hawaii, Гонолулу, США
• 1990 год — «ИСKUNSTВO» — III. Стокгольм, Швеция
• 1990 год — Kwon Soo Park. Персональная выставка. Профсоюзная, 100, Москва
• 1990 год — «Особенные истории». Андрей Монастырский и Конрад Аткинсон. Пересветов пер., Москва
• 1990 год — «Between Spring and Summer: Soviet Conceptual Art in the Era of Late Communism». Tacoma Art Museum, Tacoma; ICA, Boston; Des Moines Art Center, Des Moines, США
• 1990 год — «Шизокитай». Строительный павильон на Фрунзенской набережной, Москва
• 1989 год — «ИСКUNSTВO» — II. DAAD-КЛАВА. Строительный павильон на Фрунзенской набережной, Москва
• 1989 год — «Дорогое искусство». Дворец молодежи, Москва
• 1989 год — «Исследование документации». «Каширка», Москва
• 1989 год — «Перспективы концептуализма». Пересветов пер., Москва
• 1988 год — «ИСKUNSTВO» — I. DAAD-КЛАВА. Берлин, Германия
• 1988 год — «Баня» (выставка-акция). Клуб Авангардистов. Мужское отделение Сандуновских бань, Москва
• 1988 год — Вторая выставка Клуба Авангардистов. Пересветов пер., Москва
• 1987 год — «Пароход» (акция), Москва
• 1988 год — Первая выставка Клуба Авангардистов. Пересветов пер., Москва

Иосиф Бакштейн – это почти что синоним современного искусства в России. В 1988 году он организовал первую выставку Клуба авангардистов. И с тех пор Бакштейн – куратор многих значительных и иногда даже скандальных проектов. Например, он провел выставку в Бутырской тюрьме. Осужденные красили зеленые стены Бутырки в белый цвет, чтобы было как в настоящем выставочном зале. Бакштейн контролировал процесс и в обед ел баланду. Позже он организовал Первую и Вторую Московские биеннале современного искусства. Бакштейн работает в основном в Москве, а живет вместе с женой и сыном в Лондоне. Играет в пьесе Петрушевской «Гигиена», в постановке Федора Павлова-Андреевича, мечтает сняться в кино, хотя бы и в эпизодической роли, но пока много снимается в популярных передачах об искусстве. Всюду, где бы ни путешествовал, старается отыскать китайский ресторан. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.