ВЫБОР ДАНИИЛА ДОНДУРЕЯ. МИРОВАЯ ДОКУМЕНТАЛИСТИКА – ИЗБРАННОЕ.
Я хотел, что бы в этой программе были очень разные неигровые фильмы.
Классические, радикальные, скромные, интимные. Меня интересует авторский взгляд,
который «документирует» отношения режиссера со временем, местом, историей.
Совсем личной или всеобщей. Меня волнует, каким образом, в каких формах и
направлениях меняется восприятие прежних свидетельств видимой и сокрытой жизни в
настоящем времени. Именно этого я жду и от конкурсных фильмов «Артдокфеста»-2009.
Даниил Дондурей
«Беловы»
режиссер Виктор Косаковский, Россия, 1993, 60 мин.
Судьба России предрешена. И проистекает из национального характера. Фильм,
который прославил Виктора Косаковского и сообщил ему мировое режиссерское имя, –
о его собственной семье. И это «семейный портрет» русского национального
характера.
«Всякое случается» / Wszystko moze sie przytrafic
режиссер Марцел Лозинский, Польша, 1995, 39 мин.
Маленький человек открыт для разных чувств и разных идей. Он еще не умеет
защищаться закрываясь. Именно с помощью своего шестилетнего сына, охотно
беседующего в парке со стариками, Марцел Лозинский проникает в мир старости,
которая то ли «не радость», то ли мудрость. Глубокая мудрость принимать мир
таким, какой он есть. И каким все мы его видели шестилетними. А потом забыли.
«Жертва вечерняя»
режиссер Александр Сокуров, СССР, 1984-1987, 20 мин.
Майскую демонстрацию трудящихся и салют – один из ритуальных праздников в СССР –
Сокуров снимает как изнанку официозного жанра советской кинохроники. Парад
народного единства он показал усталой массовкой, распадающейся без режиссерской
направляющей руки и без цели. Можно написать гору философских и социологических
трудов, озаглавить их «Психология толпы» или «Восстание масс», но все равно не
скажешь о людях, собравшихся в толпу, больше, чем сказано в этом фильме.
«Животная любовь» / Tierische Liebe
режиссер Ульрих Зайдль, Австрия, 1995, 120 мин.
Одна из самых радикальных, самых безжалостных картин великого провокатора Зайдля.
О любви, которая обычно прекрасна. Но в данном случае отвратительна.
«Ночь и туман» / Nuit et brouillard
режиссер Ален Рене, Франция, 1955, 32 мин.
Портрет нацистской машины убийства, снятый будущим классиком мирового кино в
манере, экспериментальной для своего времени, но ничуть не устаревшей на взгляд
нашего. Неповторимый режиссерский почерк и масштаб собственной авторской
личности позволили Рене создать фильм не только о концлагерях, но и шире – о
феномене человеческой бесчеловечности.
«Проклятие» / Tarnation
режиссер Джонатан Кауэтт, США, 2003, 88 мин.
Кауэтт в своем блестящем дебюте, остающемся пока практически единственным его
фильмом, смешал и круто замесил собственные документальные съемки, постановочные
сцены, домашнее видео, компьютерную графику, старые записи на автоответчике,
фрагменты безвестных короткометражек, видеодневники, куски клипов 80-х… И все
для того, чтобы рассказать о крахе американской семьи (его собственной), о жизни
и взрослении рядом с матерью-шизофреничкой (тоже собственной), о детстве рядом с
наркотиками, психозами и обыденным насилием. И о любви к, по сути, прекрасной,
но несчастной женщине – своей маме.
«Старше на 10 минут» / Par desmit minutem vecaks
режиссер Герц Франк, СССР (Латвия),
Безусловная классика неигрового кино. Фильм, которому поставлен своего рода
памятник в кино игровом – большим международным проектом Ten Minutes Older. Один
кадр, никакого монтажа и никаких склеек. И огромный опыт, который приобретает
5-летний мальчик всего за 10 минут рядового театрального спектакля.
«Три песни о Ленине»
режиссер Дзига Вертов, СССР, 1934, 59 мин.
Идеальный образец искренне-пропагандистского кино, созданный великим и
классово-непримиримым художником. В Европе, в Америке, в Африке и даже за
полярным кругом люди поют песни о Ленине, друге и освободителе угнетенных.
«Человек-гризли» / Grizzly Man
режиссер Вернер Херцог, США, 2005, 103 мин.
Один из самых заметных киноавторов современости вновь разрабатывает свою
излюбленную тему – о границах человека и человечности. На сей раз на примере
жизни и (сомнительного) подвига Тимоти Тредвелла, удалившегося от цивилизации,
поселившегося в заповеднике на Аляске с целью якобы защиты медведей-гризли и
убитого одним из своих «подзащитных».