«ХРОНИКА.ДОК» ФИЛЬМЫ СОЗДАННЫЕ НА ОСНОВЕ АРХИВНОГО МАТЕРИАЛА.
Они часто остаются безвестными – авторы кинохроники, снявшие уникальные эпизоды
истории и человеческой жизни, добывшие кинокадры героическим иногда усилием и
неимоверной ценой. Вполне унизительным словом footage (какие-то съемки, просто
материал) обозначают в английском языке эти бесценные свидетельства эпох, судеб
и судеб целых стран… Такова уж доля хроник и хроникеров – становиться лишь
материалом для чужих фильмов и чужих позиций.
А если уж доля такова, то и нечего ее стесняться. И мы составили «Хронику.док»
вот по какому принципу. Авторы вошедших в нее фильмов без всякого лицемерия и
извинительных улыбок прямо заявляют: да, мы использовали хронику для своих целей;
да, с помощью не нами снятых материалов мы выстраиваем свои художественные миры.
Да, через чужие «футэджи» мы транслируем свои концепции. И – да, это монтажное,
сугубо монтажное кино повышенной концептуальности.
Вопрос лишь в том, интересны ли концепции. Нам кажется – да, и даже очень.
«Блокада»
режиссер Сергей Лозница, Россия, 2005, 52 мин.
Блокада Ленинграда во время Второй мировой. Снятая кинооператорами-героями. И
вновь увиденная нашим современником. Без слов, без музыки – только звуки и
картины умирающего города. Или города, старающегося выжить.
«Запах горящих муравьев» / The Smell of Burning Ants
режиссер Джей Розенблатт, США, 1994, 20 мин.
Взросление мужчины. Связанные с ним травмы и болезненные впечатления. Сколько
здесь индивидуального и сколько социального? Насколько виновны общественные
каноны в лишении будущего мужчины личностной целостности? Не происходит ли
социализация через посвящение в страх, стыд, осознание неизбежности насилия?
Комбинация фрагментов игрового кино, семейных 8-миллиметровых съемок и «беспристрастной»
кинохроники создает страстное повествование о вине социума перед индивидуумом.
«Мать Дао, черепаха» / Moeder Dao, de schildpadgelijkende
режиссер Винсент Монникендам, Нидерланды, 1995, 90 мин.
Хроникальные материалы времен голландского колониального владычества в Индонезии,
снятые в 20-е, складываются в бессловесный рассказ об утраченной этике и
своеобразной морали, который ставит почти запрещенный вопрос: а существует ли
она на самом деле, вина колониализма?
«Один день Народной Польши»
режиссер Мачей Дрыгаш, Польша, 2006, 59 мин.
Обычный день в Польше 1962-го. Рождаются дети, умирают старики, кто-то танцует
свинг, кто-то пишет письмо в тюрьму сыну, полицейские арестовывают
подозреваемого, одному пижону на улице открыто выговаривают за ношение
залихватского берета, кто-то покупает соль в магазине. Погода не плохая и не
хорошая… Хроники польской обыденности начала 60-х, полицейские отчеты, письма и
радиоголоса того времени сплетаются в удивительный коллаж – повествование об
интимной жизни целой страны.
«Остров мертвых»
режиссер Олег Ковалов, Россия, 1992 год, 86 мин.
Сюрреалистический коллаж, в котором материал игровых, документальных,
мультипликационных лент раннего русского кинематографа обретает новое (и
неожиданное) звучание. Фильм посвящен памяти звезды русского экрана Веры
Холодной.
«Хотим также и роз» / Vogliamo anche le rose
режиссер Алина Марацци, Италия, 2007, 80 мин.
Цель фильма – продемонстрировать через кадры теле- и кинохроники, насколько
глубокие изменения в социальной жизни Италии и психологии итальянцев повлекли за
собой феминистское движение и сексуальная революция 60-х-70-х гг.
«Частные хроники. Монолог»
режиссер Виталий Манский, Россия, 1997, 86 мин.
60-е, 70-е, 80-е...Наше детство, юность и молодость наших родителей. Одни песни,
одни фильмы, одни кумиры. Детский сад, школа, пионерский лагерь, институт, армия.
Всё как у всех. Наша жизнь. Кто не помнит урчание маленькой кинокамеры, домашние
просмотры 8-миллиметровых плёнок? Чудом сохранившиеся старые кадры семейных
кинохроник возвращают нас в прошлое... Авторами в течении шести лет было
просмотрено более 5000 часов уникальных хроник. Именно они стали основой фильма,
в котором сплавились принципы драматургии игрового кино и документалистская
бережность к киносвидетельству.