«ХРОНИКА.ДОК» ФИЛЬМЫ СОЗДАННЫЕ НА ОСНОВЕ АРХИВНОГО МАТЕРИАЛА.

Они часто остаются безвестными – авторы кинохроники, снявшие уникальные эпизоды истории и человеческой жизни, добывшие кинокадры героическим иногда усилием и неимоверной ценой. Вполне унизительным словом footage (какие-то съемки, просто материал) обозначают в английском языке эти бесценные свидетельства эпох, судеб и судеб целых стран… Такова уж доля хроник и хроникеров – становиться лишь материалом для чужих фильмов и чужих позиций.

А если уж доля такова, то и нечего ее стесняться. И мы составили «Хронику.док» вот по какому принципу. Авторы вошедших в нее фильмов без всякого лицемерия и извинительных улыбок прямо заявляют: да, мы использовали хронику для своих целей; да, с помощью не нами снятых материалов мы выстраиваем свои художественные миры. Да, через чужие «футэджи» мы транслируем свои концепции. И – да, это монтажное, сугубо монтажное кино повышенной концептуальности.

Вопрос лишь в том, интересны ли концепции. Нам кажется – да, и даже очень.

«Блокада»

режиссер Сергей Лозница, Россия, 2005, 52 мин.

Блокада Ленинграда во время Второй мировой. Снятая кинооператорами-героями. И вновь увиденная нашим современником. Без слов, без музыки – только звуки и картины умирающего города. Или города, старающегося выжить.

«Запах горящих муравьев» / The Smell of Burning Ants

режиссер Джей Розенблатт, США, 1994, 20 мин.

Взросление мужчины. Связанные с ним травмы и болезненные впечатления. Сколько здесь индивидуального и сколько социального? Насколько виновны общественные каноны в лишении будущего мужчины личностной целостности? Не происходит ли социализация через посвящение в страх, стыд, осознание неизбежности насилия? Комбинация фрагментов игрового кино, семейных 8-миллиметровых съемок и «беспристрастной» кинохроники создает страстное повествование о вине социума перед индивидуумом.

«Мать Дао, черепаха» / Moeder Dao, de schildpadgelijkende

режиссер Винсент Монникендам, Нидерланды, 1995, 90 мин.

Хроникальные материалы времен голландского колониального владычества в Индонезии, снятые в 20-е, складываются в бессловесный рассказ об утраченной этике и своеобразной морали, который ставит почти запрещенный вопрос: а существует ли она на самом деле, вина колониализма?

«Один день Народной Польши»

режиссер Мачей Дрыгаш, Польша, 2006, 59 мин.

Обычный день в Польше 1962-го. Рождаются дети, умирают старики, кто-то танцует свинг, кто-то пишет письмо в тюрьму сыну, полицейские арестовывают подозреваемого, одному пижону на улице открыто выговаривают за ношение залихватского берета, кто-то покупает соль в магазине. Погода не плохая и не хорошая… Хроники польской обыденности начала 60-х, полицейские отчеты, письма и радиоголоса того времени сплетаются в удивительный коллаж – повествование об интимной жизни целой страны.

«Остров мертвых»

режиссер Олег Ковалов, Россия, 1992 год, 86 мин.

Сюрреалистический коллаж, в котором материал игровых, документальных, мультипликационных лент раннего русского кинематографа обретает новое (и неожиданное) звучание. Фильм посвящен памяти звезды русского экрана Веры Холодной.

«Хотим также и роз» / Vogliamo anche le rose

режиссер Алина Марацци, Италия, 2007, 80 мин.

Цель фильма – продемонстрировать через кадры теле- и кинохроники, насколько глубокие изменения в социальной жизни Италии и психологии итальянцев повлекли за собой феминистское движение и сексуальная революция 60-х-70-х гг.

«Частные хроники. Монолог»

режиссер Виталий Манский, Россия, 1997, 86 мин.

60-е, 70-е, 80-е...Наше детство, юность и молодость наших родителей. Одни песни, одни фильмы, одни кумиры. Детский сад, школа, пионерский лагерь, институт, армия. Всё как у всех. Наша жизнь. Кто не помнит урчание маленькой кинокамеры, домашние просмотры 8-миллиметровых плёнок? Чудом сохранившиеся старые кадры семейных кинохроник возвращают нас в прошлое... Авторами в течении шести лет было просмотрено более 5000 часов уникальных хроник. Именно они стали основой фильма, в котором сплавились принципы драматургии игрового кино и документалистская бережность к киносвидетельству.