ПРОГРАММА МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО в АМСТЕРДАМЕ (IDFA)

Очень удачно составилась эта программа: что не фильм в ней – то произведение одного из ведущих представителей мирового авторского документального кино. Что само по себе закономерно, ведь IDFA (International Documentary Film Festival Amsterdam) – это Канны документальной киноиндустрии. И уж тем более понятно, что программа, в которую вошли именно призеры фестиваля разных лет, дает представление о взлетах авторской документалистики. Причем в разных жанрах – от «романа воспитания» («Джинсы из Китая») до court room movie, «фильма заседания суда» («Сестры в законе»), от психологической драмы («Монастырь…») и до мюзикла («Мы вместе»).

«3 комнаты меланхолии» / The 3 Rooms of Melancholia

режиссер Пирьё Хонкассало, Финляндия, 2004, 106 мин.

Безусловный образец поэтического неигрового кино. Минимум слов, максимум режиссерской изобретательности и авторского отношения. Три части – три «комнаты», в каждой из которых властвует своя интонация. Три пространства – кадетский корпус в Петербурге, разбитые дома Грозного, лагерь беженцев в Ингушетии. Единая режиссерская эмоция – сожаление о людях, ставших заложниками политических манипуляций.

«Джинсы из Китая» / China Blue

режиссер Миша Пелед, США, 2005, 87 мин.

«Сделано в Китае» – безличный лэйбл. Режиссер Пелед отправился в Китай, чтобы сообщить этому лэйблу лицо. Оказалось, у него много лиц. Это лица работниц, «понаехвших» из нищих деревень, сделавших карьеру местных менеджеров и просвещенных, не чуждых классовой солидарности европейских «супервайзоров». Проникнув за закрытые двери фабрики, где шьются джинсы для всего света, Пелед показал не только лица. Его фильм – о жизни и судьбах тех, кого мы никогда бы не разглядели за лэйблами.

«Дикий. Дикий пляж. Жар нежных»

режиссер Александр Расторгуев, Россия – Германия – Финляндия, 2006, 125 мин.

Пространство дикого пляжа на черноморском побережье Краснодарского края – лабораторное. Оно освобождено от социальных иерархий – тут все равны, потому что приехали ненадолго и чтобы отвлечься от социальных необходимостей. В нем личности, их устремления, надежды и ценности проявляются во всей первозданности…Эпическое по масштабу и количеству персонажей документальное полотно о современной русской жизни. Лирическое – в силу крайнего авторского неравнодушия. И политическое – в силу жесткости авторского отношения к отечественной повседневности.

«Монастырь. Господин Виг и монахиня» / The Monastery: Mr. Vig and The Nun

режиссер Пернилла Роза Грёнкейр, Дания, 2007, 85 мин.

Старый датчанин Виг – глубоко православный человек. Разумеется, тут есть некоторый парадокс. Но еще больший в том, что в основанном им в Дании православном монастыре он – самый «русский душой». А командированная из «метрополии»-Патриархии монахиня, призванная помогать энтузиасту Вигу в православной миссионерской деятельности, – практичная, волевая, ну, чистая протестантка. Их совместная работа станет едва не психологической дуэлью. Но куда важнее работа духа.

«Мы вместе» / We Are Together

режиссер Пол Тэйлор, Великобритания – ЮАР, 2006, 83 мин.

Зодву Мгади тут называют «бабушкой». И правильно – ведь она, старая женщина из ЮАР, создала приют для детей, которые потеряли родителей из-за СПИДА, и родная им всем. Она же придумала, как им стать настоящей семьей да еще и заработать денег на поддержку и расширение приюта: «бабушкины» питомцы поют, они создали хор, который успешно концертирует. Режиссер Тэйлор провел три года с поющими детьми из приюта «Агапе» (что в переводе с греческого означает «любовь к близким») и снял своего рода музыкальный дневник их жизни. И борьбы за жизнь.

«Настоящая любовь» / O Amor natural

режиссер Хедди Хонигманн, Нидерланды – Бразилия, 1996, 78 мин.

В своей неподражаемой лирической манере Хонигманн, без пяти минут классик голландской документалистики, создает портрет сегодняшней Бразилии. Посредником в деле портретирования выступает тоже классик, но уже бразильской литературы – поэт Карлуш Друммонд де Андраде. Его откровенно эротические стихи становятся для режиссера ключом к пониманию страны. И в результате Хонигманн удается этот образ – чувственный образ бразильского общества и культуры, которая, кажется, не знает границы между духом и телом.

«Сестры в законе» / Sisters in Law

режиссер Ким Лонжинотто, Великобритания, 2005, 104 мин.

Ким Лонжинотто все свое творчество посвятила женщинам, женской доле в разных странах. На сей раз ее фильм о женщинах из Камеруна – о судье, прокуроре и тех, чьи судебные дела они ведут. Все они, по Лонжинотто, воплощают в себе потрясающе разительные социальные перемены, происходящие в Африке.