ПРОГРАММА МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНО в АМСТЕРДАМЕ (IDFA)
Очень удачно составилась эта программа: что не фильм в ней – то произведение
одного из ведущих представителей мирового авторского документального кино. Что
само по себе закономерно, ведь IDFA (International Documentary Film Festival
Amsterdam) – это Канны документальной киноиндустрии. И уж тем более понятно, что
программа, в которую вошли именно призеры фестиваля разных лет, дает
представление о взлетах авторской документалистики. Причем в разных жанрах – от
«романа воспитания» («Джинсы из Китая») до court room movie, «фильма заседания
суда» («Сестры в законе»), от психологической драмы («Монастырь…») и до мюзикла
(«Мы вместе»).
«3 комнаты меланхолии» / The 3 Rooms of Melancholia
режиссер Пирьё Хонкассало, Финляндия, 2004, 106 мин.
Безусловный образец поэтического неигрового кино. Минимум слов, максимум
режиссерской изобретательности и авторского отношения. Три части – три
«комнаты», в каждой из которых властвует своя интонация. Три пространства –
кадетский корпус в Петербурге, разбитые дома Грозного, лагерь беженцев в
Ингушетии. Единая режиссерская эмоция – сожаление о людях, ставших заложниками
политических манипуляций.
«Джинсы из Китая» / China Blue
режиссер Миша Пелед, США, 2005, 87 мин.
«Сделано в Китае» – безличный лэйбл. Режиссер Пелед отправился в Китай, чтобы
сообщить этому лэйблу лицо. Оказалось, у него много лиц. Это лица работниц, «понаехвших»
из нищих деревень, сделавших карьеру местных менеджеров и просвещенных, не
чуждых классовой солидарности европейских «супервайзоров». Проникнув за закрытые
двери фабрики, где шьются джинсы для всего света, Пелед показал не только лица.
Его фильм – о жизни и судьбах тех, кого мы никогда бы не разглядели за лэйблами.
«Дикий. Дикий пляж. Жар нежных»
режиссер Александр Расторгуев, Россия – Германия – Финляндия, 2006, 125 мин.
Пространство дикого пляжа на черноморском побережье Краснодарского края –
лабораторное. Оно освобождено от социальных иерархий – тут все равны, потому что
приехали ненадолго и чтобы отвлечься от социальных необходимостей. В нем
личности, их устремления, надежды и ценности проявляются во всей
первозданности…Эпическое по масштабу и количеству персонажей документальное
полотно о современной русской жизни. Лирическое – в силу крайнего авторского
неравнодушия. И политическое – в силу жесткости авторского отношения к
отечественной повседневности.
«Монастырь. Господин Виг и монахиня» / The Monastery: Mr. Vig and The Nun
режиссер Пернилла Роза Грёнкейр, Дания, 2007, 85 мин.
Старый датчанин Виг – глубоко православный человек. Разумеется, тут есть
некоторый парадокс. Но еще больший в том, что в основанном им в Дании
православном монастыре он – самый «русский душой». А командированная из
«метрополии»-Патриархии монахиня, призванная помогать энтузиасту Вигу в
православной миссионерской деятельности, – практичная, волевая, ну, чистая
протестантка. Их совместная работа станет едва не психологической дуэлью. Но
куда важнее работа духа.
«Мы вместе» / We Are Together
режиссер Пол Тэйлор, Великобритания – ЮАР, 2006, 83 мин.
Зодву Мгади тут называют «бабушкой». И правильно – ведь она, старая женщина из
ЮАР, создала приют для детей, которые потеряли родителей из-за СПИДА, и родная
им всем. Она же придумала, как им стать настоящей семьей да еще и заработать
денег на поддержку и расширение приюта: «бабушкины» питомцы поют, они создали
хор, который успешно концертирует. Режиссер Тэйлор провел три года с поющими
детьми из приюта «Агапе» (что в переводе с греческого означает «любовь к
близким») и снял своего рода музыкальный дневник их жизни. И борьбы за жизнь.
«Настоящая любовь» / O Amor natural
режиссер Хедди Хонигманн, Нидерланды – Бразилия, 1996, 78 мин.
В своей неподражаемой лирической манере Хонигманн, без пяти минут классик
голландской документалистики, создает портрет сегодняшней Бразилии. Посредником
в деле портретирования выступает тоже классик, но уже бразильской литературы –
поэт Карлуш Друммонд де Андраде. Его откровенно эротические стихи становятся для
режиссера ключом к пониманию страны. И в результате Хонигманн удается этот образ
– чувственный образ бразильского общества и культуры, которая, кажется, не знает
границы между духом и телом.
«Сестры в законе» / Sisters in Law
режиссер Ким Лонжинотто, Великобритания, 2005, 104 мин.
Ким Лонжинотто все свое творчество посвятила женщинам, женской доле в разных
странах. На сей раз ее фильм о женщинах из Камеруна – о судье, прокуроре и тех,
чьи судебные дела они ведут. Все они, по Лонжинотто, воплощают в себе потрясающе
разительные социальные перемены, происходящие в Африке.