ВНЕКОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА «МИРОВОЕ КИНО ИЗ НИОНА»
Фильмы кинофестиваля Visions du Réel («Образы реальности», г. Нион, Швейцария)
Неигровое кино сейчас – это шоу или исследование? Оно обязано быть честным с
героем или имеет право на провокацию? Где границы между игровым и неигровым кино?
И между автором и рассказчиком? Вообще, в чем природа искусства документалистики?
Вопросами такого рода и задается кинофестиваль Visions du Réel, один из самых
уважаемых в мире. А потому, программа, составленная из фильмов, показанных на
фестивале последние 5 лет, не только дает представление о лучших образцах
мировой документалистики. Она еще и демонстрирует, насколько же это мировая
штука, неигровое кино. Сколько в нем на самом деле игры; как неожиданно и
революционно в нем работают мастера кино игрового; на какую оно способно
откровенность – вплоть до эксгибиционизма; как оно одно может сопереживать
одинокому человеку…
Программу представляет директор Visions du Réel Жан Перре, неугомонный
исследователь ресурсов языка неигрового кино и отважный программер. Не упустите
шанс получить порцию подлинно мирового из первых рук.
Дневник женатого человека
Diary of a Married Man
22 минуты
2005
Лех Ковальский
Lech Kowalski
Франция–США
France/USA
Пуританам лучше не смотреть. Извращенный секс – единственное, что заставляет
чувствовать себя живым немолодого, благополучного, женатого мужчину… Неизбывно и
безысходно одинокого человека… Готового перейти все границы допустимого
поведения и бросить в лицо социуму все его табу.
Корсет Наоми
Ha Hagora Chel Naomi
57 минут
2005
Жерар Аллон
Gerard Allon
Израиль
У 10-летней Наоми синдром Уильямса. А проще говоря, она горбунья. И вынуждена 23
часа в сутки носить жесткий стальной корсет. Но она не намерена мириться с
несвободой, с ограничениями… Или тем, что режиссер фильма о ней – ее отец. Нет,
Наоми сама будет решать, что и как будет сниматься, это она – истинный и
полноправный автор «Корсета Наоми». Однако, «второму» режиссеру удалось
превратить год, в течение которого он снимал дочь перед операцией на
позвоночнике, в кинохронику своих с ней отношений и внутренних изменений в Наоми.
Магазинчик Роже Тупена
Roger Toupin, épicier variété,
97 минут
2003
Бенуа Пилон
Benoit Pilon
Канада
Мсье Тупен живет в этом доме и в этом районе Монреаля с рождения. Его крошечный
магазинчик стал чем-то вроде клуба для таких же, как он сам, старожилов. Но
скоро магазинчик придется закрыть – ничто не вечно. Кроме радости, потерь,
одиночества и воспоминаний.
Первый день
The First Day
10х10 минут
2000–2006
Фернанд Мельгар
Fernand Melgar
Швейцария
Первая работа, первое путешествие, первое свидание, первый ребенок. Фрагменты
реальности пойманы фильмом здесь и сейчас. Опыт того, что случается с нами
впервые, нередко становится сущностным, экзистенциальным. Но часто ли
документалистике удается сделать его нашим, зрительским, достоянием?
Письмо от желтого цветка черешни
Letter from a Yellow Cherry Blossom
65 минут
2002
Наоми Кавасэ
Naomi Kawase
Япония
Он был самым большим провокатором среди фотохудожников. И однажды совершил даже
более радикальный поступок, чем в творчестве, – позвонил Кавасэ и сказал: «Я не
проживу больше двух месяцев. Хочу, чтоб ты снимала меня до моего последнего
вздоха». Режиссер взяла камеру и поехала в тот токийский хоспис, где жил теперь
старый друг. И где она сняла не дневник умирания, а часть жизни человека,
которому всегда сопутствует вдохновение.
Пять
2004
74 минуты
Аббас Киаростами
Abbas Kiarostami
Франция – Иран
Совершенно «прямое кино». Прямее только футбольная трансляция. Пять кадров,
каждый из которых снят статичной камерой и с имитацией одного плана. «Героями»
становятся раскачиваемые прибоем обломки доски, собаки, гуси, кваканье лягушек.
И даже люди, как ни странно… Прямые репортажи по мановению режиссера
превращаются в мифы – что так же удивительно, как если бы колонка новостей на
наших глазах превращалась в сагу. Так Киаростами одним планом и кадром
демонстрирует сущность кинодокументализма – извлечение художественного образа из
комковатого сырья реальности.
Тень
Kage
26 минут
2004
Наоми Кавасэ
Naomi Kawase
Япония
Киносъемка. Но ни предварительной договоренности, ни сценария. Только пожилой
оператор и молодая актриса. Режиссер пригласила ее на съемки, сообщив лишь, где
они состоятся и что займут не больше пары часов. Актриса приехала и… попала в «предлагаемые
обстоятельства». И доказала: разница между реальными чувствами и актерской игрой
важна не всегда.