ВНЕКОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА «МИРОВОЕ КИНО ИЗ НИОНА»

Фильмы кинофестиваля Visions du Réel («Образы реальности», г. Нион, Швейцария)

Неигровое кино сейчас – это шоу или исследование? Оно обязано быть честным с героем или имеет право на провокацию? Где границы между игровым и неигровым кино? И между автором и рассказчиком? Вообще, в чем природа искусства документалистики? Вопросами такого рода и задается кинофестиваль Visions du Réel, один из самых уважаемых в мире. А потому, программа, составленная из фильмов, показанных на фестивале последние 5 лет, не только дает представление о лучших образцах мировой документалистики. Она еще и демонстрирует, насколько же это мировая штука, неигровое кино. Сколько в нем на самом деле игры; как неожиданно и революционно в нем работают мастера кино игрового; на какую оно способно откровенность – вплоть до эксгибиционизма; как оно одно может сопереживать одинокому человеку…

Программу представляет директор Visions du Réel Жан Перре, неугомонный исследователь ресурсов языка неигрового кино и отважный программер. Не упустите шанс получить порцию подлинно мирового из первых рук.

Дневник женатого человека
Diary of a Married Man
22 минуты
2005
Лех Ковальский
Lech Kowalski
Франция–США
France/USA
Пуританам лучше не смотреть. Извращенный секс – единственное, что заставляет чувствовать себя живым немолодого, благополучного, женатого мужчину… Неизбывно и безысходно одинокого человека… Готового перейти все границы допустимого поведения и бросить в лицо социуму все его табу.

Корсет Наоми
Ha Hagora Chel Naomi
57 минут
2005
Жерар Аллон
Gerard Allon
Израиль
У 10-летней Наоми синдром Уильямса. А проще говоря, она горбунья. И вынуждена 23 часа в сутки носить жесткий стальной корсет. Но она не намерена мириться с несвободой, с ограничениями… Или тем, что режиссер фильма о ней – ее отец. Нет, Наоми сама будет решать, что и как будет сниматься, это она – истинный и полноправный автор «Корсета Наоми». Однако, «второму» режиссеру удалось превратить год, в течение которого он снимал дочь перед операцией на позвоночнике, в кинохронику своих с ней отношений и внутренних изменений в Наоми.

Магазинчик Роже Тупена
Roger Toupin, épicier variété,
97 минут
2003
Бенуа Пилон
Benoit Pilon
Канада
Мсье Тупен живет в этом доме и в этом районе Монреаля с рождения. Его крошечный магазинчик стал чем-то вроде клуба для таких же, как он сам, старожилов. Но скоро магазинчик придется закрыть – ничто не вечно. Кроме радости, потерь, одиночества и воспоминаний.

Первый день
The First Day
10х10 минут
2000–2006
Фернанд Мельгар
Fernand Melgar
Швейцария
Первая работа, первое путешествие, первое свидание, первый ребенок. Фрагменты реальности пойманы фильмом здесь и сейчас. Опыт того, что случается с нами впервые, нередко становится сущностным, экзистенциальным. Но часто ли документалистике удается сделать его нашим, зрительским, достоянием?

Письмо от желтого цветка черешни
Letter from a Yellow Cherry Blossom
65 минут
2002
Наоми Кавасэ
Naomi Kawase
Япония
Он был самым большим провокатором среди фотохудожников. И однажды совершил даже более радикальный поступок, чем в творчестве, – позвонил Кавасэ и сказал: «Я не проживу больше двух месяцев. Хочу, чтоб ты снимала меня до моего последнего вздоха». Режиссер взяла камеру и поехала в тот токийский хоспис, где жил теперь старый друг. И где она сняла не дневник умирания, а часть жизни человека, которому всегда сопутствует вдохновение.

Пять
2004
74 минуты
Аббас Киаростами
Abbas Kiarostami
Франция – Иран
Совершенно «прямое кино». Прямее только футбольная трансляция. Пять кадров, каждый из которых снят статичной камерой и с имитацией одного плана. «Героями» становятся раскачиваемые прибоем обломки доски, собаки, гуси, кваканье лягушек. И даже люди, как ни странно… Прямые репортажи по мановению режиссера превращаются в мифы – что так же удивительно, как если бы колонка новостей на наших глазах превращалась в сагу. Так Киаростами одним планом и кадром демонстрирует сущность кинодокументализма – извлечение художественного образа из комковатого сырья реальности.

Тень
Kage
26 минут
2004
Наоми Кавасэ
Naomi Kawase
Япония
Киносъемка. Но ни предварительной договоренности, ни сценария. Только пожилой оператор и молодая актриса. Режиссер пригласила ее на съемки, сообщив лишь, где они состоятся и что займут не больше пары часов. Актриса приехала и… попала в «предлагаемые обстоятельства». И доказала: разница между реальными чувствами и актерской игрой важна не всегда.