ВЫБОР РОДНЯНСКОГО
ПРОГРАММА ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЖЮРИ


Мировая документалистика – Избранное

Идея такова, что мне надо представить документальные фильмы, повлиявшие на меня как на профессионала и человека. Но таких фильмов много, слишком много. И каждый следующий председатель жюри АРТДОКФЕСТа столкнется с той же проблемой, с которой сейчас имею дело я: всех не покажешь, даже не перечислишь. Иногда не покажешь даже то, что точно вносишь в шорт-лист самого для тебя значимого. Например, оказалось невозможно получить для демонстрации «Диалог с ушедшей женщиной» Лео Гурвица (Dialogue with a Woman Departed). Фильм вышел в 80-м, тогда-то я и видел его на фестивале в Нионе (был там со своей картиной). Но за прошедшие годы умер Гурвиц, замечательный режиссер и оператор, вышел из бизнеса дистрибьютор, единственная обнаруженная кинокопия хранится в Нью-Йорке в Museum of Modern Art, но музей не дает напрокат своих экспонатов... Печальный опыт. Подлинное документальное киноискусство все чаще и чаще оказывается «вне зоны доступа».

Поэтому цель этой программы я вижу не столько в том, чтобы обнаружить мои предпочтения, сколько вновь ввести в сегодняшнее живое культурное бытование потрясающие фильмы. Образцы коварного искусства авторской кинодокументалистики, которое на самом деле едва не условнее самого условного вида кино – анимации. Ведь здесь из грубого, да, все-таки грубого материала реальности творится тонкий мир авторского ее понимания. Из мира физического – мир художественный. Из существующего – существенное.

Александр Роднянский

«Без солнца» Крис Маркер / Sans Soleil Chris Marker, 1983

«Высший суд» Герц Франк, 1987

«Коянискаци» Годфри Реджио / Koyaanisgatsi Godfrey Reggio, 1982

«Первая любовь» Кшиштоф Кисьлевский / Pierwsza milosc Krzysztof Kieslowski, 1974

«Улица Поперечная» Ивар Селецкис / Šķērsielai Ivars Seleckis, 1988