ВЫБОР РОДНЯНСКОГО
ПРОГРАММА ПРЕДПОЧТЕНИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ЖЮРИ
Мировая документалистика – Избранное
Идея такова, что мне надо представить документальные фильмы, повлиявшие на меня
как на профессионала и человека. Но таких фильмов много, слишком много. И каждый
следующий председатель жюри АРТДОКФЕСТа столкнется с той же проблемой, с которой
сейчас имею дело я: всех не покажешь, даже не перечислишь. Иногда не покажешь
даже то, что точно вносишь в шорт-лист самого для тебя значимого. Например,
оказалось невозможно получить для демонстрации «Диалог с ушедшей женщиной» Лео
Гурвица (Dialogue with a Woman Departed). Фильм вышел в 80-м, тогда-то я и видел
его на фестивале в Нионе (был там со своей картиной). Но за прошедшие годы умер
Гурвиц, замечательный режиссер и оператор, вышел из бизнеса дистрибьютор,
единственная обнаруженная кинокопия хранится в Нью-Йорке в Museum of Modern Art,
но музей не дает напрокат своих экспонатов... Печальный опыт. Подлинное
документальное киноискусство все чаще и чаще оказывается «вне зоны доступа».
Поэтому цель этой программы я вижу не столько в том, чтобы обнаружить мои
предпочтения, сколько вновь ввести в сегодняшнее живое культурное бытование
потрясающие фильмы. Образцы коварного искусства авторской кинодокументалистики,
которое на самом деле едва не условнее самого условного вида кино – анимации.
Ведь здесь из грубого, да, все-таки грубого материала реальности творится тонкий
мир авторского ее понимания. Из мира физического – мир художественный. Из
существующего – существенное.
Александр Роднянский
«Без солнца» Крис Маркер / Sans Soleil Chris Marker, 1983
«Высший суд» Герц Франк, 1987
«Коянискаци» Годфри Реджио / Koyaanisgatsi Godfrey Reggio, 1982
«Первая любовь» Кшиштоф Кисьлевский / Pierwsza milosc Krzysztof Kieslowski, 1974
«Улица Поперечная» Ивар Селецкис / Šķērsielai Ivars Seleckis, 1988