АЙДАН САЛАХОВА

Галерист современного искусства

1964 – родилась в Москве.
1987 – закончила Московский Государственный Художественный институт им. В.Сурикова. Дипломная работа награждена серебряной медалью Академии Художеств СССР.
1989-92 – совладелец и куратор Первой галереи. Москва.
1992 – основала Айдан галерею.

Судьбе Айдан Салаховой не позавидуешь: дочь известного художника, успешная владелица собственной галереи – она постоянно находится под пристальным вниманием художественной общественности и прессом внутреннего цензора. Ей нельзя ошибаться. Она – модная персона и влиятельная фигура художественного истеблишмента. Айдан много усилий посвящает продвижению русских художников на мировой художественный рынок. Ее специальный интерес – живопись. Между тем, она сама – один из самых любопытных художников Москвы. Ее авторская манера довольно сильно менялась в течении обозначенного десятилетия. Первые живописные опыты Айдан отличались недюжинным радикализмом. Ее волновали скрытые женские комплексы и страхи, и мало кто из художников с таким достоинством и бесстрашием развивал эту сугубо "женскую" проблематику в живописном пространстве. Ее творчество являлось "лакомым куском" для феминисткого дискурса, психоаналитических интерпретаций, но мало кто из критиков обращал внимание, увлекаясь расшифровкой скрытых комплексов, на живописный "почерк" автора.

Между тем Айдан, постепенно отказываясь от шокирующей откровенной тематики, обратилась к теме, которую можно назвать "образ женщины в классическом искусстве", логично примкнув к движению неоакадемизма.

Принципиальная внутренняя трансформация отразилась на поверхности холста классическим каноном, восходящим еще к ренессансным Венерам: женские образы обрели гармонию и спокойствие. Любимый образ Салаховой – лежащая обольстительная одалиска, недоступная и желанная – отсылает к европейской живописи XIX века, смаковавшей утонченную негу экзотических восточных гаремов и бань. Но Айдан представляет этот сюжет не с точки зрения постороннего наблюдателя-мужчины, а как носительница восточной мудрости, являя зрителю женскую сущность, обычно (согласно восточной традиции) скрытую под паранджой. Похоже, Айдан лукавит. Ей не удается уйти в чистое формотворчество: механизм "срывания покровов" идентичен обнажению скрытых женских комплексов. Она не в силах освободиться от анализа – альфы и омеги актуальной живописи. Отсюда и попытки внедрения, точнее, наложения видеоряда на живописную поверхность. Беременная модель – статичная на живописном холсте и полная движения на видео (при наложении друг на друга) – открывает зрителю волшебную тайну самого интимного состояния женщины во всей его сложности.

Елена Селина