газета «Русский Курьер»
Документальное кино снова стало модным
Это доказало вручение национальной кинопремии "Лавр"
Сегодняшней публике интересна реальность - и документальные фильмы попадают
в прайм-тайм ведущих телеканалов
Документальное кино сегодня переживает второе рождение. Множатся
документальные фестивали, документальные сериалы и даже отдельные фильмы
ставятся в прайм-тайм ведущих телеканалов. Режиссеры-документалисты, ранее
известные немногим, неожиданно становятся едва ли не ньюсмейкерами. Это еще
раз доказала недавняя церемония награждения лауреатов национальной премии
"Лавр" в области неигрового кино и телевидения.
Всплеск интереса к документальному кино сформирован телевидением, с его
постоянными новостными репортажами, шоу из реальной жизни и бесконечными
"Звездами на льду", подсадившими зрителя на "реальное ТВ". Реалити-шоу будят
присущий большинству из нас вуайеризм - всегда интересно подсмотреть, что
делается в квартире соседа. Но реальность реальности рознь: адаптированная
телевизионная реальность всего лишь до мелочей просчитанный аналитиками,
максимально облегченный коктейль из условной "правды жизни". А
кинодокументальная реальность - это всегда авторское высказывание,
помноженное на спонтанность подлинного бытия, которую нельзя переснять или
полностью срежиссировать.
Сергей ЛОЗНИЦА, режиссёр-документалист, лауреат премии "Лавр" за фильм
"Блокада":
- Правда жизни исчезает уже во время съемок, когда человек вырезает нечто из
пространства прямоугольником камеры. Мы начинаем воспринимать реальность с
нашей точки зрения. Достраиваем ее до того, что нам якобы известно о жизни.
Документальное кино - на самом деле кино авторское, ведь в документе всегда
есть авторский голос. Он слышен даже при выборе материала, тем более при
монтаже, при озвучании.
"Большое", коммерческое кино призвано развлекать и занимать, заставляя
забыть о кругленькой сумме, потраченной на билет и поп-корн. Авторский
кинематограф обращается к интеллектуалам. Нынче произошло нечто
удивительное: по самой своей природе неувлекательная документалистика
потеснила авторское кино. Смотреть и знать документальное кино снова стало
модно. И дело не в том, что хорошее кино должно быть элитарным и заставлять
думать. Причина в другом: даже та во многом условная реальность, которую
режиссеры-документалисты предлагают в своих фильмах, намного увлекательнее
умозрительных экспериментов арт-хауса.
Виктор КОСАКОВСКИЙ, режиссёр-документалист, лауреат премии "Лавр" за фильм
"Тише!":
- Смотришь сейчас "Прибытие поезда" и ничего не испытываешь. А тогда Люмьеры
народ всерьез испугали. Зрители, как известно, под лавки прятались. То есть
просто испытывали чувство страха. И не от придуманной сценаристом, снятой
режиссером истории, а от одного-единственного, взятого прямо из жизни кадра.
Кино рождалось без всякого сценария. Первые фильмы делались без
режиссерского вмешательства в ситуацию. Это мой идеал: в настоящем
документальном кино ничего нельзя повторить, ведь в жизни дублей не бывает.
Если ты не снял, не скажешь: извините, жизнь, давайте еще раз проиграем эту
ситуацию! Настоящее документальное кино - это единственный кадр. Как
"Прибытие поезда". Как "Политый поливальщик" - не случайно я начинаю картину
аналогичным эпизодом.
Премия "Лавр" за всю недолгую историю своего существования (с 2000 г.)
доказала свою ведущую роль в формировании мейнстрима отечественной кино- и
теледокументалистики. И список номинантов этого года, где было множество
молодых кинематографистов, часто не имеющих даже традиционного
кинообразования, приятно удивил.
Михаил СИНЁВ, продюсер проекта "КИНОТЕАТР.DOC":
- В шорт-листе номинантов на "Лавр" в этом году оказалось два фильма молодых
режиссеров-дебютантов, участников нашего проекта. Я имею в виду фильм
"Девочки" Валерии Гай Германики и "А с детьми - шестеро" Саши Малинина. Ни
один из них не стал победителем в своей категории, но сам факт их выдвижения
говорит о том, что процесс идет. То, что критики, режиссеры и специалисты,
входящие в жюри, еще пару лет назад на корню отвергавшие эксперименты с
камерой в стиле home-video за профнепригодность, сегодня признали право
такой документалистики на существование, меня, активного сторонника
"действительного кино", не может не радовать. Если автору есть что сказать,
он просто берет камеру в руки и снимает свою историю - и это по-честному,
это правильно. Современное документальное кино дает шанс каждому...
Автор: Станислава Беретова |