газета «Русский Курьер»
Документальное кино снова стало модным

Это доказало вручение национальной кинопремии "Лавр"

Сегодняшней публике интересна реальность - и документальные фильмы попадают в прайм-тайм ведущих телеканалов

Документальное кино сегодня переживает второе рождение. Множатся документальные фестивали, документальные сериалы и даже отдельные фильмы ставятся в прайм-тайм ведущих телеканалов. Режиссеры-документалисты, ранее известные немногим, неожиданно становятся едва ли не ньюсмейкерами. Это еще раз доказала недавняя церемония награждения лауреатов национальной премии "Лавр" в области неигрового кино и телевидения.

Всплеск интереса к документальному кино сформирован телевидением, с его постоянными новостными репортажами, шоу из реальной жизни и бесконечными "Звездами на льду", подсадившими зрителя на "реальное ТВ". Реалити-шоу будят присущий большинству из нас вуайеризм - всегда интересно подсмотреть, что делается в квартире соседа. Но реальность реальности рознь: адаптированная телевизионная реальность всего лишь до мелочей просчитанный аналитиками, максимально облегченный коктейль из условной "правды жизни". А кинодокументальная реальность - это всегда авторское высказывание, помноженное на спонтанность подлинного бытия, которую нельзя переснять или полностью срежиссировать.

Сергей ЛОЗНИЦА, режиссёр-документалист, лауреат премии "Лавр" за фильм "Блокада":

- Правда жизни исчезает уже во время съемок, когда человек вырезает нечто из пространства прямоугольником камеры. Мы начинаем воспринимать реальность с нашей точки зрения. Достраиваем ее до того, что нам якобы известно о жизни.

Документальное кино - на самом деле кино авторское, ведь в документе всегда есть авторский голос. Он слышен даже при выборе материала, тем более при монтаже, при озвучании.

"Большое", коммерческое кино призвано развлекать и занимать, заставляя забыть о кругленькой сумме, потраченной на билет и поп-корн. Авторский кинематограф обращается к интеллектуалам. Нынче произошло нечто удивительное: по самой своей природе неувлекательная документалистика потеснила авторское кино. Смотреть и знать документальное кино снова стало модно. И дело не в том, что хорошее кино должно быть элитарным и заставлять думать. Причина в другом: даже та во многом условная реальность, которую режиссеры-документалисты предлагают в своих фильмах, намного увлекательнее умозрительных экспериментов арт-хауса.

Виктор КОСАКОВСКИЙ, режиссёр-документалист, лауреат премии "Лавр" за фильм "Тише!":

- Смотришь сейчас "Прибытие поезда" и ничего не испытываешь. А тогда Люмьеры народ всерьез испугали. Зрители, как известно, под лавки прятались. То есть просто испытывали чувство страха. И не от придуманной сценаристом, снятой режиссером истории, а от одного-единственного, взятого прямо из жизни кадра. Кино рождалось без всякого сценария. Первые фильмы делались без режиссерского вмешательства в ситуацию. Это мой идеал: в настоящем документальном кино ничего нельзя повторить, ведь в жизни дублей не бывает. Если ты не снял, не скажешь: извините, жизнь, давайте еще раз проиграем эту ситуацию! Настоящее документальное кино - это единственный кадр. Как "Прибытие поезда". Как "Политый поливальщик" - не случайно я начинаю картину аналогичным эпизодом.

Премия "Лавр" за всю недолгую историю своего существования (с 2000 г.) доказала свою ведущую роль в формировании мейнстрима отечественной кино- и теледокументалистики. И список номинантов этого года, где было множество молодых кинематографистов, часто не имеющих даже традиционного кинообразования, приятно удивил.

Михаил СИНЁВ, продюсер проекта "КИНОТЕАТР.DOC":

- В шорт-листе номинантов на "Лавр" в этом году оказалось два фильма молодых режиссеров-дебютантов, участников нашего проекта. Я имею в виду фильм "Девочки" Валерии Гай Германики и "А с детьми - шестеро" Саши Малинина. Ни один из них не стал победителем в своей категории, но сам факт их выдвижения говорит о том, что процесс идет. То, что критики, режиссеры и специалисты, входящие в жюри, еще пару лет назад на корню отвергавшие эксперименты с камерой в стиле home-video за профнепригодность, сегодня признали право такой документалистики на существование, меня, активного сторонника "действительного кино", не может не радовать. Если автору есть что сказать, он просто берет камеру в руки и снимает свою историю - и это по-честному, это правильно. Современное документальное кино дает шанс каждому...

Автор: Станислава Беретова