«Новые Известия», 11 декабря 2006 г.
Репутацию подмочили «Водой»
Премия «Лавр» раскрыла великую тайну телевидения
ВИКТОР МАТИЗЕН
Седьмая церемония вручения премии «Лавр» в области документального кино и
телевидения прошла в минувшую пятницу в Театральном центре Анатолия
Васильева на Сретенке. С появлением на сцене ведущей Анны Михалковой
воцарилась интеллигентная атмосфера, весьма отличная от того
крикливо-рекламного стиля, который свойственен многочисленным самодеятельным
премиям, не уверенным в своем праве награждать. На этот же раз профессионалы
награждали профессионалов. Это подтвердилось распределением «Лавров»: премии
за 2006 год получили в основном те картины, которые до этого были
премированы на различных кинофестивалях. Исключением явилась номинация
«лучший научно-популярный фильм», где лучшим был признан... антинаучный
фильм.
Лучшим полнометражным неигровым телефильмом стала лента известного режиссера
Алексея Погребного «Две жизни Ясабуро Хачия. Русская любовь самурая», до
этого награжденная в Санкт-Петербурге на форуме «Послание к человеку». Это
рассказ о судьбе человека на фоне целой эпохи – речь идет о пленном японском
солдате, который после войны 40 лет прожил в России и лишь на старости лет
вернулся на родину. Лучшим неигровым фильмом на кинопленке признана
«Блокада» Сергея Лозницы, ранее получившая «Белого Слона» и «Нику». Лента
погружает зрителя в атмосферу осажденного города.
Среди короткометражных неигровых фильмов наибольшее число голосов собрала
«Лиза» Павла Фаттахутдинова, прежде отмеченная призами в Выборге и
Екатеринбурге, – наблюдательный и теплый рассказ о девушке из
провинциального городка, которая самоотверженно заботится о
полупарализованных родственниках и так рассудительно выбирает спутника
жизни, что в картине возникает острая тема «смешанных» браков. Лучшим
дебютом Большое жюри назвало интересную ленту Марии Кравченко «Собиратели
теней», состоящую из монологов грозненских жителей.
Приз за лучший арт-фильм, учрежденный Эдуардом Сагалаевым, достался сразу
двум картинам: «Семенам» Войчеха Касперски и «Свято» Виктора Косаковского.
Но если картина Касперски могла бы с тем же успехом участвовать в других
номинациях, то «Свято» Виктора Косаковского – едва ли не единственный
по-настоящему авторский и принципиально короткометражный неигровой фильм
конкурса, штучный товар, оказавшийся на «Лавре» среди множества
конвейерно-типовых работ. В нем режиссер заснял момент, когда его
двухгодовалый сын впервые увидел себя в зеркале. Лента идет немногим более
получаса, но съемка явно готовилась как минимум два года.
Спорно вручение «Лавра» в разряде «лучший документальный сериал» 8-серийному
«Братству бомбы» Виктора Ющенко по сценарию опытнейшего кинодраматурга
Эдуарда Дубровского, проследившего истории трех атомных проектов –
американского, немецкого и советского и подведшего зрителя к нескольким
интересным выводам. К примеру, к такому, что фашисты не успели создать
ядерное оружие потому, что выдавили из Италии и Германии ученых еврейского
происхождения, значительно усиливших интеллектуальный ресурс США. Но
любопытные выводы – заслуга не столько фильма как такового, сколько
Дубровского, сумевшего воссоздать драматический ход этой исторической гонки,
и закадрового ведущего Льва Николаева, прочитавшего зрителям содержательную
и эмоциональную историческую лекцию.
Единственный «кикс», случившийся на церемонии, – присуждение «Лавра» в
разряде «лучший научно-популярный фильм» картине «Великая тайна воды»,
которая с надрывным пафосом убеждает нас в том, что вода – живая. Отдав
премию паранаучной и притом заведомо недобросовестной ленте, Совет «Лавра»,
в котором доминируют представители телеканалов, фактически выдал «великую
тайну» самого телевидения – его готовность обрабатывать мозги любыми
средствами. |