«Новые Известия», 11 декабря 2006 г.

Репутацию подмочили «Водой»


Премия «Лавр» раскрыла великую тайну телевидения

ВИКТОР МАТИЗЕН

Седьмая церемония вручения премии «Лавр» в области документального кино и телевидения прошла в минувшую пятницу в Театральном центре Анатолия Васильева на Сретенке. С появлением на сцене ведущей Анны Михалковой воцарилась интеллигентная атмосфера, весьма отличная от того крикливо-рекламного стиля, который свойственен многочисленным самодеятельным премиям, не уверенным в своем праве награждать. На этот же раз профессионалы награждали профессионалов. Это подтвердилось распределением «Лавров»: премии за 2006 год получили в основном те картины, которые до этого были премированы на различных кинофестивалях. Исключением явилась номинация «лучший научно-популярный фильм», где лучшим был признан... антинаучный фильм.

Лучшим полнометражным неигровым телефильмом стала лента известного режиссера Алексея Погребного «Две жизни Ясабуро Хачия. Русская любовь самурая», до этого награжденная в Санкт-Петербурге на форуме «Послание к человеку». Это рассказ о судьбе человека на фоне целой эпохи – речь идет о пленном японском солдате, который после войны 40 лет прожил в России и лишь на старости лет вернулся на родину. Лучшим неигровым фильмом на кинопленке признана «Блокада» Сергея Лозницы, ранее получившая «Белого Слона» и «Нику». Лента погружает зрителя в атмосферу осажденного города.

Среди короткометражных неигровых фильмов наибольшее число голосов собрала «Лиза» Павла Фаттахутдинова, прежде отмеченная призами в Выборге и Екатеринбурге, – наблюдательный и теплый рассказ о девушке из провинциального городка, которая самоотверженно заботится о полупарализованных родственниках и так рассудительно выбирает спутника жизни, что в картине возникает острая тема «смешанных» браков. Лучшим дебютом Большое жюри назвало интересную ленту Марии Кравченко «Собиратели теней», состоящую из монологов грозненских жителей.

Приз за лучший арт-фильм, учрежденный Эдуардом Сагалаевым, достался сразу двум картинам: «Семенам» Войчеха Касперски и «Свято» Виктора Косаковского. Но если картина Касперски могла бы с тем же успехом участвовать в других номинациях, то «Свято» Виктора Косаковского – едва ли не единственный по-настоящему авторский и принципиально короткометражный неигровой фильм конкурса, штучный товар, оказавшийся на «Лавре» среди множества конвейерно-типовых работ. В нем режиссер заснял момент, когда его двухгодовалый сын впервые увидел себя в зеркале. Лента идет немногим более получаса, но съемка явно готовилась как минимум два года.

Спорно вручение «Лавра» в разряде «лучший документальный сериал» 8-серийному «Братству бомбы» Виктора Ющенко по сценарию опытнейшего кинодраматурга Эдуарда Дубровского, проследившего истории трех атомных проектов – американского, немецкого и советского и подведшего зрителя к нескольким интересным выводам. К примеру, к такому, что фашисты не успели создать ядерное оружие потому, что выдавили из Италии и Германии ученых еврейского происхождения, значительно усиливших интеллектуальный ресурс США. Но любопытные выводы – заслуга не столько фильма как такового, сколько Дубровского, сумевшего воссоздать драматический ход этой исторической гонки, и закадрового ведущего Льва Николаева, прочитавшего зрителям содержательную и эмоциональную историческую лекцию.

Единственный «кикс», случившийся на церемонии, – присуждение «Лавра» в разряде «лучший научно-популярный фильм» картине «Великая тайна воды», которая с надрывным пафосом убеждает нас в том, что вода – живая. Отдав премию паранаучной и притом заведомо недобросовестной ленте, Совет «Лавра», в котором доминируют представители телеканалов, фактически выдал «великую тайну» самого телевидения – его готовность обрабатывать мозги любыми средствами.