"Новые известия", 22 декабря 2003 г.

Документальный "Лавр".


Премия "Лавр" вручалась всего в четвертый раз. На первом этапе отбора на каждую из девяти номинаций выдвигалось несколько десятков лент. В конкурсе приняли участие не только российские картины, но и фильмы из Чехии, Германии, Бельгии, Франции и Латвии. Несмотря на жесткую конкуренцию, среди победителей "Лавра" по-прежнему лидируют мэтры документалистики.

"Сегодня Ленин сказал бы, что важнейшим из искусств является телевидение, а не кино", - шутил со сцены кинорежиссер Андрей Кончаловский, вручая очередную бронзовую статуэтку "Лавра". Жюри, в состав которого вошли, в частности, Виталий Манский, Андрей Разбаш, Анатолий Малкин, Сергей Мирошниченко, пришлось изрядно попотеть, прежде чем были отсмотрены сотни работ, представляющие фильмы на видео. Из-за простоты и относительной дешевизны производства в этой номинации было представлено больше всего претендентов на обладание "Лавром". Среди потока работ, по художественной ценности порой граничащих с домашним видео, жюри предстояло отобрать только высокопрофессиональные работы. Победителем в категории видеофильмов был назван полнометражный фильм "Тише" питерского режиссера Виктора Косаковского. Жюри оценило мастерство Косакоского смотреть на неприглядную действительность из окна собственной квартиры, тем самым, отдав предпочтение ему, а не документальному портрету Георгия Жженова, который создал Алексей Пищулин в фильме "Георгий Жженов. Русский крест".
"Лучшим короткометражным фильмом, снятым на видео" была признана работа Виталия Манского и Милены Мусиной "Валентина Леонтьева". Трогательный портрет знаменитой "тети Вали", "От всей души" приглашавшей не одно поколение телезрителей побывать "В гостях у сказки", по признанию авторов, снимался всего за 5 часов. Тем не менее сжатые сроки съемок и производства не помешали сделать фильм на высоком профессиональном уровне.
Самым искусным мастером в создании циклов документальных телепрограмм был признан Леонид Парфенов и его "Российская империя. Николай II", побившая все телевизионные рейтинги. Остальным картинам, победителям "Лавра", еще предстоит побывать в телеэфире - они будут демонстрироваться на телеканале "Культура". В их числе короткометражная лента "Падение Икара" Юрия Шиллера, научно-популярный фильм "Гиперболоид инженера Шухова" Оксаны Шапаровой и Юрия Малюгина, фильм-дебют "Русская канарейка" Екатерины Еременко и репортаж "Солдаты удачи" Вячеслава Грунского и Виолетты Сергеевой.
С момента создания "Лавра" организаторы ввели одно принципиальное отличие своей премии от прочих. Наряду с восемью постоянными номинациями в ней есть одна, которая ежегодно меняется. Определив в прошлые годы лучшего оператора и режиссера, на этот раз было решено вручить "Лавр" лучшему сценаристу. В данном случае жюри присудило награду классику сценарного искусства Льву Рошалю за фильм "Гору уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет в интерьере эпохи". Эта попытка совместить Эйзенштейна и Мейерхольда в одном кинематографическом пространстве безусловно заслуживает внимания. Хотя Лев Рошаль и не заявил миру ничего принципиально нового об известной легенде Эйзенштейна от Мейерхольда в большое кино. Все же его сценарий замечателен именно своей каноничностью в изложении истории двух мировых величин искусства. Что касается традиций, то одной из самых почетных наград премии "За вклад в кинолетопись" был удостоен Артур Пелешян, который создал собственный киноязык в документалистике. Наталия Примакова.