"Новые известия", 22 декабря 2003 г.
Документальный "Лавр".
Премия "Лавр" вручалась всего в четвертый раз. На первом этапе отбора на
каждую из девяти номинаций выдвигалось несколько десятков лент. В конкурсе
приняли участие не только российские картины, но и фильмы из Чехии,
Германии, Бельгии, Франции и Латвии. Несмотря на жесткую конкуренцию, среди
победителей "Лавра" по-прежнему лидируют мэтры документалистики.
"Сегодня Ленин сказал бы, что важнейшим из искусств является телевидение, а
не кино", - шутил со сцены кинорежиссер Андрей Кончаловский, вручая
очередную бронзовую статуэтку "Лавра". Жюри, в состав которого вошли, в
частности, Виталий Манский, Андрей Разбаш, Анатолий Малкин, Сергей
Мирошниченко, пришлось изрядно попотеть, прежде чем были отсмотрены сотни
работ, представляющие фильмы на видео. Из-за простоты и относительной
дешевизны производства в этой номинации было представлено больше всего
претендентов на обладание "Лавром". Среди потока работ, по художественной
ценности порой граничащих с домашним видео, жюри предстояло отобрать только
высокопрофессиональные работы. Победителем в категории видеофильмов был
назван полнометражный фильм "Тише" питерского режиссера Виктора Косаковского.
Жюри оценило мастерство Косакоского смотреть на неприглядную
действительность из окна собственной квартиры, тем самым, отдав предпочтение
ему, а не документальному портрету Георгия Жженова, который создал Алексей
Пищулин в фильме "Георгий Жженов. Русский крест".
"Лучшим короткометражным фильмом, снятым на видео" была признана работа
Виталия Манского и Милены Мусиной "Валентина Леонтьева". Трогательный
портрет знаменитой "тети Вали", "От всей души" приглашавшей не одно
поколение телезрителей побывать "В гостях у сказки", по признанию авторов,
снимался всего за 5 часов. Тем не менее сжатые сроки съемок и производства
не помешали сделать фильм на высоком профессиональном уровне.
Самым искусным мастером в создании циклов документальных телепрограмм был
признан Леонид Парфенов и его "Российская империя. Николай II", побившая все
телевизионные рейтинги. Остальным картинам, победителям "Лавра", еще
предстоит побывать в телеэфире - они будут демонстрироваться на телеканале
"Культура". В их числе короткометражная лента "Падение Икара" Юрия Шиллера,
научно-популярный фильм "Гиперболоид инженера Шухова" Оксаны Шапаровой и
Юрия Малюгина, фильм-дебют "Русская канарейка" Екатерины Еременко и репортаж
"Солдаты удачи" Вячеслава Грунского и Виолетты Сергеевой.
С момента создания "Лавра" организаторы ввели одно принципиальное отличие
своей премии от прочих. Наряду с восемью постоянными номинациями в ней есть
одна, которая ежегодно меняется. Определив в прошлые годы лучшего оператора
и режиссера, на этот раз было решено вручить "Лавр" лучшему сценаристу. В
данном случае жюри присудило награду классику сценарного искусства Льву
Рошалю за фильм "Гору уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет в
интерьере эпохи". Эта попытка совместить Эйзенштейна и Мейерхольда в одном
кинематографическом пространстве безусловно заслуживает внимания. Хотя Лев
Рошаль и не заявил миру ничего принципиально нового об известной легенде
Эйзенштейна от Мейерхольда в большое кино. Все же его сценарий замечателен
именно своей каноничностью в изложении истории двух мировых величин
искусства. Что касается традиций, то одной из самых почетных наград премии
"За вклад в кинолетопись" был удостоен Артур Пелешян, который создал
собственный киноязык в документалистике. Наталия Примакова. |