"Цветной телевизор", № 2 (158) январь 2004 г.

Магия имен.


Подведены итоги четвертого Национального конкурса в области неигрового кино и телевидения "ЛАВР".

По традиции в конце декабря были объявлены победители Национального конкурса в области неигрового кино и телевидения "Лавр". Конкурс, главной задачей которого организаторы называют возрождение взаимного интереса у документального кино и телевидения, проходил уже в четвертый раз. За сближение неигрового кино и ТВ ратуют учредители "Лавра", среди которых - все центральные телеканалы, крупнейшие телекомпании, кинематографические общественные организации и, разумеется, "Интерньюс" во главе с энергичнейшей Мананой Асламазян.
Как и предыдущие два года, церемонию вручения наград вела известнейшие телевизионный критик Ирина Петровская. И, как всегда на "Лавре", церемония вышла милой, интеллигентной и уютной. Чествовать документалистов пришли Андрей Кончаловский, Александр Городницкий, Виктор Славкин, Марлен Хуциев, Елена Цыплакова и многие другие известные люди. Украшением вечера стал музыкальный коллектив "4`33" под руководством Алексея Айги.
Короче, праздник получился небанальным, чего, к сожалению нельзя сказать о распределении наград. Стоит сразу оговориться: при том, как организован на "Лавре" конкурсный отбор претендентов и дальнейшее голосование за победителя, заподозрить в сговоре без малого полсотни человек, разбросанных по всей стране, невозможно.
Тем не менее, результаты оказались более чем предсказуемыми - практически во всех номинациях, разве что кроме дебютов, победу одержали наиболее маститые участники: Шиллер, Манский, Косаковский, Рошаль, Парфенов. И остается только гадать - действительно ли мэтры оказались лучше коллег, или при прочих равных "живые классики" выиграли потому, что на многих членов жюри оказала влияние "магия имен". Ведущая "Лавра" Ирина Петровская любит повторять, что первую половину жизни человек работает на имя, а потом имя начинает работать на человека. Возможно в случаях с победой Юрия Шиллера, конкуренцию которому составила замечательная работа Натальи Гугуевой "Семья клоунов", и с фильмом Виктора Косаковскго "Тише", воспринятого критикой крайне неоднозначно, именно имя определило победителя. И хотя в самом факте победы именитых кинематографистов ничего зазорного для конкурса нет, все-таки хотелось бы, чтобы "Лавр", как всякий уважающий себя киносмотр, нес в себе интригу и неожиданность.
Пожалуй, самая бесспорная награда "Лавра" - премия "За вклад в кинолетопись" Артуру Пелешяну. И Петровская, и вручавший Пелешяну "Лавра" Андрей Кончаловский, назвали режиссера гением. После чего зрителям показали фильм самого Пелешяна - метафористичную и бесконечно красивую "Жизнь". И те, кто смотрел эту картину в сотый раз, и те, кто видел ее впервые, досмотрев, согласно вздохнули: действительно, гений.
Кроме того: Картины на "Лавр" отбирает комиссия (10 человек). В результаты ее работы составляются "пятерки" по 9-ти номинациям. Затем отобранные работы рассылают на кассетах членам жюри (37 человек), которые разбросаны по всей стране - Питер, Екатеринбург, Москва, Сибирь и т.д. Составляется шорт-лист, состоящий из "троек" номинантов. Последний этап - тайное голосование. В этом году в нем приняли участие 27 человек из 37-ми, входящих в жюри. Майя Волчек