"Известия", 23 декабря 2003 г.

"Лавр" против "Тэфи" - 1:0.


Вручена вторая главная телепремия страны.

Пока телеакадемики раздумывают над планами реконструкции и оптимизации "Тэфи", у последней медленно, но верно появляется серьезный конкурент. Вручение премии "Лавр", которое состоялось уже в четвертый раз, окончательно подтвердило гипотезу о том, что монополия "Тэфи" не вечна.

"Лавры" (год рождения - 2000, родители - Союз кинематографистов, Фонд культуры, гильдия неигрового кино и телевидения, АНО "Интерньс") раздают за лучшие неигровые фильмы и документальные программы. На сегодня - это единственный конкурс в стране, который занимается серьезным телевидением, а не развлекательными форматами. Как считает директор премии Светлана Резвушкина, "Лавр" "должен сделать документалистику популярной". Судя по растущим рейтингам неигровых программ на всех ведущих телеканалах, премии это удается. Награждают по девяти номинациям, которые можно условно поделить на три категории: заслуги перед отечеством, реальные достижения на сегодня и неплохое начало.
Главными финалистами и заодно лауреатами "Лавра" (в этом году на конкурс прислали более трехсот работ из России и ближнего и не очень зарубежья) стали Леонид Парфенов (проект "Российская империя. Николай II", номинация "Документальный сериал") и Вячеслав Грунский (программа - "Солдаты удачи", номинация - "Лучший репортаж"). Если кандидатура Грунского на этапе объявления троек финалистов и вызывала кое-какие сомнения, то судьба "Документального сериала" была очевидна с той минуты, как в списках появился Парфенов. На его имени интрига умерла, так как сегодня конкурировать с ним особенно некому.
"За вклад в кинолетопись" статуэтку получил Артур Пелешян. Как чрезвычайно художественно заметил Андрей Кончаловский, вручавший приз, "каждый кадр у Артура - это золотой кирпичик. Так что Пелешян строит свой золотой храм". О том же человеке и примерно теми же словами в свое время говорил и Жан Люк Годар. Лучшим короткометражным фильмом стало "Падение Икара" Юрия Шиллера (Сибирь). Лучшим полнометражным фильмом на кинопленке назвали "Фрески" Александра Гутмана (Санкт-Петербург). Андрей Разбаш, вручавший приз счастливому победителю, со знанием дела сообщил, что "снимать сегодня на кинопленке - уже подвиг", не говоря уже о том, чтобы делать это хорошо. Лучшим полнометражным фильмом на видео стала лента Виктора Косаковского "Тише", которая прославилась не только своей высокохудожественностью, но и тем, что Косаковский снял ее у окна, не выходя из квартиры. Лучшим "короткометражным фильмом на видео" назвали картину "Валентина Леонтьева" знаменитого документалиста Виталия Манского. Самым интересным научно-популярным фильмом признан "Гиперболоид инженера Шухова" режиссера Юрия Малюгина. Лучшим сценарием назвали работу Льва Рошаля "Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет в интерьере эпохи". Свой "Лаврик" за дебют получила Екатерина Еременко за фильм "Русская канарейка" о собирателях канареек. Знаменитый плюс "Лавра": его организаторы сумели договориться о трансляции не только церемонии вручения премии (на канале "Россия"), но и фильмов-лауреатов. В следующем году их покажут на "Культуре".
Понятно, что "Лавр" не может противостоять "многофункциональной" "Тэфи" в полной мере. Но очевидно, что четыре успешных года жизни "Лавра" свидетельствуют о начале конца "Тэфи". Сейчас достаточно появиться еще двум-трем телепремиям, которые "разберут" остальные номинации, и телеакадемикам придется думать не о том, как избежать очередных ляпов, а о выживании "Тэфи" - пока еще главной национальной телепремии.
Анна Ковалева.